Развитие биометрии идёт не так быстро, как хотелось бы государству. Власти уже закон специальный написали, деньги банкам пообещали, запускают удобные услуги (оплата по биометрии) и даже угрожают отключением некоторых госуслуг — ничего не помогает. В базе единой биометрической системы 164 000 человек. Зато Сбербанк, по уверению Германа Грефа, оказался более успешным на ниве сбора биометрии. База «Сбера» содержит миллионы слепков (по словам руководства банка). Вот ему и флаг в руки — Ростелеком и Сбербанк объединяют усилия по сбору биометрии.
Ростелеком и Сбербанк планируют создать совместное предприятие «Цифровые технологии идентификации» и уже подписали предварительное соглашение. В сообщении компаний говорится:
Новое предприятие будет заниматься разработкой, развитием и тиражированием технологий идентификации для повышения уровня цифровизации в различных отраслях экономики. Стороны объединят усилия и экспертизу в этом направлении для ускорения перевода различных услуг в электронный вид
Основная задача компаний — ускорить темпы развития технологии. Кроме этого — разработать систему безопасности.
В 2019 году, когда ЦБ расширял количество юридически значимых действий, совершаемых с помощью биометрии, глава Сбербанка Герман Греф высказывал свои опасения:
Давайте мы пока будем в своей «песочнице» это делать, платить сами за свои ошибки, чтобы люди не платили за свои ошибки. И будем улучшать технологию настолько, насколько она позволит нам этой технологией пользоваться абсолютно безопасно, когда будет 99,9% хотя бы — тогда мы сможем ее массово распространять
Герман Греф напирал на то, что система пока «сырая». Если данными начнут пользоваться злоумышленники, то надо определиться, кто станет отвечать за понесённый ущерб — банк, взявший биометрию, банк, оформивший кредит, клиент или ещё кто-то.
Однако опасения главы Сбербанка не мешали компании создавать собственную базу данных из слепков лица и голоса. На данный момент сведения о клиентах банка не хранятся в Единой биометрической системе и не используются, а Сбербанк не применяет данные из ЕБС. Объединение решит проблему и создаст одну крупную базу с одним функционалом без разрозненности и конкуренции.
РБК приводит слова одного из своих экспертов:
Поскольку по прошествии нескольких лет обе системы прилично отстают от плана по темпам набора базы, их объединение выглядит логичным: ЕБС получит пользователей базы Сбербанка, а у общей системы будет функционал обеих систем, включая сервисы, оказываемые через «Госуслуги»
Решение Сбербанка о создании совместного предприятия с Ростелекомом не похоже на обычную стратегию банка. Например, при внедрении системы быстрых платежей Сбербанк активно противостоял распоряжениям ЦБ.