Принцип назначения социальной помощи постепенно меняется по двум основным направлениям. Во-первых, получение выплат упрощается и не требует сбора многочисленных документов по разным ведомствам. Во-вторых, помощь становится адресной, направленной исключительно на нуждающихся. Кроме этого, Минтруд добавляет новые способы оповещения граждан о причитающихся видах социальной помощи.
В России существуют тысячи выплат для разных категорий граждан — семей с детьми, пенсионеров, инвалидов, малоимущих и т. д. Пособия и субсидии выплачиваются из федерального бюджета и регионального. Назначением и перечислением занимаются Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы соцзащиты и некоторые другие ведомства. Неудивительно, что часть выплат осталась в тени — люди о них часто не знают и не пользуются.
В 2018 году был создан сервис ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения), через который можно узнать о причитающейся соцподдержке. Однако он не особо популярен, потому что люди о нём не знают, а кто знает — не умеют пользоваться. ЕГИССО больше использовалась ведомствами, которые назначают выплаты, для проверки уже имеющихся пособий.
С конца 2020 года на Госуслугах на базе ЕГИССО был создан сервис оповещений о причитающихся видах социальной помощи.
Сейчас Минтруд предлагает расширить функционал и учитывать принадлежность каждого человека к льготным категориям. Предполагается, что через ЕГИССО можно будет получить справку, подтверждающую право на тот или иной вид выплат.
Ведомство планирует подключить к ЕГИССО суды, чтобы в информационную систему оперативно поступали сведения о признании человека недееспособным, лишении и восстановлении родительских прав, изъятии ребёнка из семьи.
Как считает зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова, ускорение процедуры определения прав россиян на господдержку повысит эффективность самих социальных мер.
Задача властей — собрать в ЕГИССО всю имеющуюся информацию о человеке, которая поможет в назначении выплат.
В планах Минтруда — перевести ряд пособий в проактивный формат. То есть соцпомощь будет выдаваться по одному заявлению или вообще без него. Например, сейчас сертификат на материнский капитал приходит в личный кабинет Госуслуг мамы без заявления, сразу после регистрации ребёнка в ЗАГС.
В ближайшие 2 года Минтруд переведёт в электронный формат 50 социальных выплат. Так, с 2020 года упростят получение пособий в связи с временной нетрудоспособностью и материнством для неработающих граждан.
Чтобы не было путаницы с ведомством, назначающим пособие, планируется, что все виды социальной помощи будет назначать ПФР. В некоторых регионах этот эксперимент уже запускается.
Итак, каждый человек через Госуслуги, портал ЕГИССО или МФЦ может узнать о всех видах выплат, которые ему полагаются. Позже подключится уведомление о льготах. Вместе с этим, о каждом из нас формируются огромные базы данных. Не исключено, что скоро появится реестр домохозяйств, где будет объединена информация обо всех семьях. Шансов получить пособие, которое на самом деле не полагается, становится всё меньше. Выплаты нацелены только на нуждающихся. С этой же целью Минтруд ввёл понятие «имущественной обеспеченности» и «нулевого дохода». Процесс получения пособий упрощается, но доступ к ним сужается.