Материнский капитал выдаётся с 2007 года. Первые получатели сертификата уже выросли и вот-вот начнут получать соцподдержку уже на своих детей. Однако пробелы в законе с маткапиталом урегулированы не все. Радует то, что постепенно закон разворачивается в сторону людей, и процедуры, связанные с получением и использованием материнского капитала, упрощаются.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое разрешает выделять долю на ребёнка после погашения рефинансируемого договора по ипотеке.
В сообщении на сайте Кабмина говорится:
Семьи смогут оформлять квартиру на детей после полного погашения кредита у банка, рефинансировавшего ипотеку. Это позволит защитить права получателей материнского капитала и обеспечит их доступом к рефинансированию наравне с другими гражданами, взявшими ипотеку
Проблема с рефинансированием ипотеки, взятой с использованием маткапитала, была озвучена Ассоциацией банков России ещё в 2018 году. Эксперты предлагали несколько вариантов решения. Михаил Мишустин выбрал самый простой и очевидный.
Загвоздка с рефинансированием ипотеки заключается в том, что закон прямо не регулирует процедуру. После полного погашения ипотеки владелица сертификата на маткапитал обязана в течение 6 месяцев оформить право собственности на детей. Но пока квартира находится под обременением, мама не может выделить детям и мужу долю.
Во время рефинансирования происходит следующее. Семья берёт деньги у нового банка и гасит ими ипотеку в старом банке. Получается, что после снятия обременения у мамы возникает обязанность выделить доли, и новый банк уже получает в залог квартиру, где собственниками являются дети. Если семья перестанет платить ипотеку, банк не сможет реализовать залог, поэтому финансовые организации неохотно рефинансируют такие кредиты.
Для семей пробел в законе тоже создаёт неудобства. Во-первых, надо найти банк, который безбоязненно рефинансирует ипотеку, взятую с использованием маткапитала. Во-вторых, для оформления рефинансирования надо привлекать органы опеки и попечительства, хотя они не являются участниками договора.
Получается, что семья зависит не только от решения банка по новому ипотечному договору, но и от органов опеки, которые могут посчитать, что новый кредит ухудшит положение детей, и отказать в рефинансировании. Одним словом, слишком много препон, и конечный результат зависит от настроя отдельных людей, а не объективной ситуации.
Благодаря постановлению правительства, проблема решилась. Доли надо будет выделять после полного закрытия договора рефинансирования. Новый банк получает квартиру без детских долей, он меньше рискует, а значит охотнее одобряет ипотеку и даёт более выгодную процентную ставку.
Для семей новое решение премьер-министра означает, что рефинансирование станет проще — половина бюрократических процедур будет устранена.