Говорят, электричество в России в разы дешевле, чем в европейских странах и США. Это так, если не считать, сколько из зарплаты среднего россиянина уходит на оплату света и прочей «коммуналки». Поэтому в нашей стране существуют компенсации на платежи по ЖКХ, а заниженные тарифы для граждан компенсируются за счёт более высоких цен для бизнеса. Союз потребителей России считает, что это несправедливо.
Премьеру Михаилу Мишустину предложили ввести прогрессивную шкалу по оплате электроэнергии: установить определённый тариф и делать надбавки тем, кто его превысит. Граждане, которые перешагнули за разрешённый объём, будут обязаны заплатить больше, чем экономные россияне. С таким предложением к Мишустину обратился Союз Потребителей России.
За основу предлагают взять 100 кВт/час в месяц – социальную норму, рассчитанную на одного зарегистрированного в жилье человека. На каждого дополнительного добавляется ещё по 50 кВт/ч. При наличии электроплиты показатель умножат на 1,5.
В Союзе предложили дать право региональным властям устанавливать свои нормативы в зависимости от географической широты и длины светового дня. Таким образом решается проблема перекрёстного субсидирования, когда бизнес платит за свет больше граждан. И предприятия получат существенную скидку, говорится в обращении Союза к Михаилу Мишустину.
Расценки за потребление сверх нормы нужно приблизить к экономически обоснованным тарифам, — отметил Пётр Щелищ, председатель Союза потребителей России
Нужно призывать граждан к энергосбережению, а не к экономии света, считает доцент НИУ «МЭИ» Галактион Шведов. Попытка снижения потребления электроэнергии только ради снижения кажется эксперту переходом «в каменный век» или к «лучине». Об этом Шведов рассказал «Известиям».
У людей в квартирах появляется всё больше электроприборов. Многие – энергоёмкие: кондиционеры или посудомоечные машины. Некоторые жильцы стелют электрический тёплый пол. А в межсезонье люди активно используют обогреватели, например, в конце или начале отопительного сезона. Работа нескольких обогревателей в течение дня превысит лимит на свет, который предлагает СПР, уверен эксперт.
Граждане высоко ценят бытовой комфорт, и прогрессивная шкала тарифов ухудшит условия жизни, считает Шведов. В итоге люди не будут экономить, напротив, потребление электричества уйдёт в «серую» зону. Проще говоря, народ начнёт красть электроэнергию любыми доступными способами. И это при том, что в стремлении сэкономить некоторые выключают из розетки даже неработающие приборы – якобы даже так свет «жжётся» впустую.
Сегодня жители России в среднем тратят 90 кВт/ч электроэнергии на одного человека. Предложение о повышении тарифа распространяется только на тех, кто потребляет более 100 кВт/ч.
Проблема перекрёстного субсидирования не решается уже годы. И предложение по равномерному распределению перекрёстного субсидирования в электроэнергетике обсуждалось в правительстве ещё восемь лет назад.
Перекрёстное субсидирование в российской электроэнергетике появилось в 1990-х годах, во время жёсткого экономического кризиса. Задачей перекрёстного субсидирования была поддержка обнищавшего населения. Именно тогда было решено переложить эту проблему на промышленную сферу и повысить тарифы для предприятий. За счёт промышленности и бизнеса поставщик энергоресурсов компенсирует средства, недополученные от населения.
Разность тарифов привела к тому, что в одном регионе у промышленников со схожей отраслевой принадлежностью и близкими характеристиками электропотребления платеж за услуги по передаче электрической энергии может существенно отличаться.
Ранее ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике планировалось провести за счет бюджета. Для этого необходимо было тратить по 402 миллиарда рублей ежегодно.
Но сейчас Минэнерго не собирается вводить прогрессивную шкалу. Об этом сообщил министр энергетики России Николай Шульгинов:
Инициативы по введению новой шкалы тарифов в министерстве не рассматриваются
Спрос на электроэнергию на оптовом рынке в прошлом году упал из-за пандемии, но к снижению оптовых цен это не привело. Напротив, цены возросли, и виной тому – нерыночные надбавки.
В Сообществе потребителей энергии считают, что рост цен при снижении спроса противоречит рыночным законам и поощряет отраслевую неэффективность. Как отметили в Минэнерго, оптовая цена на электроэнергию никак не влияет на тарифы для населения, которые регулируются государством и определяются в соответствии с решениями, принятыми на уровне правительства.