С начала нулевых на разных уровнях власти обсуждается идея создания алиментного фонда — государственной организации, которая будет финансово помогать родителям, воспитывающим детей в одиночку. По разным причинам ни один законопроект не был принят. В этом году президент в послании Федеральному собранию в очередной раз обратил внимание властей на проблему невыплаты алиментов — с каждым годом долг растёт. Старое предложение о создании фонда заиграло новыми красками.
По данным Росстата, сумма долгов по алиментам в 2019 году составила более 150 млрд рублей. Под контролем ФССП находится около 800 тыс. должников. Для сравнения: в 2012 году долг по алиментам в стране был всего 19,8 миллиардов рублей.
Проблема явно требует решения. В октябре прошлого года Совет Федерации вернулся к обсуждению вопроса создания алиментного фонда. По задумке фонд будет выдавать деньги на ребёнка, а в это время компетентные органы станут разыскивать должника, чтобы взыскать с него потраченные из бюджета деньги. Всё, что удастся получить, пойдёт в фонд. Государство как будто берёт на себя функцию спонсора и коллектора в одном лице.
Чтобы понять, насколько должнику легко скрыться от наказания и от обязанности содержать ребёнка, достаточно почитать комментарии, где отцы (чаще всего высказываются мужчины) делятся секретами ухода от ответственности — «серая» зарплата, переоформление имущества на родственников, банкротство и тому подобные схемы.
Суть одна: пристав проводит работу по поиску денег, имущества и, если не находит, так и отчитается взыскателю. Получатель алиментов может пойти дальше и наказать должника административной ответственностью в виде штрафа. Но смысла в этом немного — бывший супруг не платит алименты и штраф не заплатит. Затем следует уголовная ответственность, но чаще всего её не применяют.
Депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по образованию Евгений Бунимович в интервью «Вечерней Москве» говорит:
Если мама сама не будет суетиться, все заглохнет еще на первой стадии (поиск имущества). Но мне вот кажется, что даже полного банкрота можно при желании заставить расплатиться по счетам. Если он физически здоров, с головой и руками — метелку в руки, и вперед, на общественные работы: подметать улицы, зарабатывать денежку и возвращать долги
За последние годы законодательство ужесточилось по отношению к должникам по алиментам — их не выпускают за границу и лишают водительских прав, но для многих и это не стимул для содержания ребёнка.
Если Алиментный фонд будет работать так, как задумано, маме суетиться не придётся — этим будут заниматься государственные органы.
Идею воспринимают положительно и в Думе, и в Сенате, и в народе. Сам президент периодически напоминает, что мысль о создании алиментного фонда нельзя бросать. Но в 2008 году от законопроекта отказались, потому что в бюджете не было денег.
Понятно, что фонд будет пополняться за счёт должников, которых найдут и «раскулачат». Однако вернуть 100% затрат не получится — кого-то не найдут, с кого-то взыскивать нечего. Кроме расходов на выплаты, будут ещё траты на администрирование (персонал, здания, техническое оснащение служб).
Получается, что государство будет постоянно снабжать фонд деньгами, а это очередная нагрузка на бюджет. Налогоплательщики возмутятся — им придётся содержать не только армию, полицию, чиновников, но и детей безответственных родителей.
В Госдуме звучало предложение создать алиментный фонд на базе ФСС, чтобы туда шли дополнительные взносы от работодателя. Однако лишние платежи в бюджет не входят в планы бизнеса — такое решение тоже породит волну недовольства.
Валентина Матвиенко выступила противницей фондов, потому что «к сожалению, через какое-то время они превращаются в «воровайки». К тому же источники финансирования алиментного фонда пока туманны.
Интересен вопрос розыска должника и взыскания с него алиментов. Кто будет этим заниматься? Специально созданное ведомство или ФССП? Если дела должников передадут приставам, то что изменится? Перед государством будет больше ответственности и рвения к работе?
Бывает так, что приставы сами становятся источником возникновения долга. Например, в Железногорске отец исправно перечислял в ФССП деньги, чтобы те передали бывшей жене. Но приставы их до адресата не доносили. В итоге накопился долг 409 тыс. рублей. Вернуть удалось только 103 тыс. рублей.
Одним словом, идея о создании фонда есть, но предложений по её реализации нет. Из года в год вопрос поднимается, устанавливается дата принятия решения и на этом обсуждения заканчиваются.
Единственный шаг в сторону родителей, которые не могут получить деньги с бывшего супруга, — поправки в закон «Об исполнительном производстве». Взыскатель, не найдя скрывающегося от ответственности должника, может объявить его безвестно отсутствующим и получать пособие по потере кормильца. Однако сумма выплат невелика — чуть больше 2 тыс. рублей.
Пока одиноким родителям придётся довольствоваться новым пособием, которое анонсировал президент в послании СФ. Но его получат не все, только нуждающиеся.