Власти озабочены повышением финансовой грамотности населения. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина сама читает лекции школьникам. Однако «шибко умных» тоже никто не любит. Более того — у них отбирают бонусы по программам лояльности.
Как только появились карты с кешбэком, нашлись желающие на них заработать. Есть те, кто честно выполняют условия программы, просчитывая все свои расходы. У такого банковского клиента обычно несколько лучших карт, которыми он жонглирует как фокусник. Для кафе используется одна, для супермаркетов — другая.
Всё честно, но так можно только «отбить» расходы на банковское обслуживание и бонусом купить себе шоколадку раз в месяц.
Желающие получить больше денег, ищут бреши в банковских программах лояльности и организовывают целые финансовые цепочки, получая десятки тысяч рублей. Таких банковских клиентов называют хоббисты.
На прошлой неделе Совкомбанк выявил группу клиентов, которые делали закольцованные переводы, чтобы получить мили по карте другого банка.
Хоббисты (а это были именно они) оформляли карту банка «Авангард» с кешбэком, который в числе прочего начисляет бонусы по операциям с mcc-кодом (идентификатор перевода) 6012R. Этот код использовался для автопополнения карт «Халва» через приложение. Предприимчивые клиенты банка делали переводы с карты на карту, получая бонусы, а банк думал, что это покупки.
Конечно, сейчас эту лазейку закроют, но хоббисты найдут новую, потому что искать дыры в программах лояльности не только прибыльно, но и интересно.
«Банки.ру» приводит такой пример умершей схемы, которой пользовались хоббисты:
В данных случаях налицо недосмотр создателей программ лояльности — они не учли возможности карт других банков.
Однако среди хоббистов находятся и явные мошенники. Например, официант в кафе просит клиентов расплачиваться наличными, а сам проводит платёж по своей карте, получая бонусы.
Банки не любят и наказывают хитрых клиентов — обнуляют бонусы, расторгают договор, а в крайнем случае заводят дело о мошенничестве. Кроме этого, закрывают лазейки всеми возможными способами, в том числе за счёт ужесточения правил программы лояльности.