Странное дело – чем пуще в верхах ругают доллар, тем сильнее тянет россиян к этой проклятой зеленой бумажке. Приворожил, может, кто-то? В конце апреля произошло сразу несколько архиважных событий, влияющих на решения россиян, в чем копить сбережения: в рублях или иностранной валюте.
Событие первое. Ведущие СМИ с помпой написали о том, что доллар впервые занял менее 50% от денежного выражения российского экспорта. Нет, рубль не стал резервной валютой. Просто то, что раньше учитывалось в долларах, пересчитали в евро.
Тем не менее, отечественные придворные финансисты зашлись восторгами от семимильных шагов дедолларизации. А новостные агентства стали публиковать реплики «экспертов» о том, что держать сбережения в долларах становится небезопасно. Шум поднялся настолько мощный, что даже некоторые здравомыслящие люди засомневались – а так ли уж доллар незыблем?
Событие второе. Александр Лукашенко подписал указ, который позволит Нацбанку Беларуси изымать валюту у юридических лиц и конвертировать ее в белорусские рубли по собственному курсу. Также под запрет могут попасть валютно-обменные операции и ведение счетов в иностранных банках.
Уважаемый читатель легко догадается, какие комментарии чаще всего сопровождали эту новость. Да-да-да. Комментаторы сходились во мнении, что и у нас подобного осталось не долго ждать.
При этом, какую бы инфляцию ни обещал Банк России, народ эту цифру в уме умножает на трое. Апрельский опрос показал, что население оценивает инфляцию рубля в ближайший год на уровне 12%.
В общем, рачительные граждане России покумекали над этими новостями и стали пополнять свои валютные закрома впрок. Мало ли что.
Очередной приступ «хомячьей болезни» спровоцировал еще одно событие. Центробанк РФ отчитался о борьбе с фальшивомонетчиками за первый квартал 2021 года. И оказалось, что число выявленных поддельных американских банкнот в четыре раза превысило весь объем фальшивок за прошлый год.
Для справки – прежде всего, подделывается 50-долларовая купюра 2013 года выпуска.
Как мы все знаем, копить просто так – хоть в рублях, хоть в долларах – зря кормить инфляцию. Поэтому главный вопрос нашего обсуждения – «в чем копить?» мы плавно перефразируем на вопрос «в чем инвестировать?».
А теперь обратимся к экспертам. Тем более, что в сфере валютооборота есть и хорошие новости. Так, с 26 апреля Московская биржа сделала доступной покупку валюты от одного доллара или евро.
«Частные инвесторы активно используют брокерские счета для конвертации валюты, в частности, для повседневных целей. Сделки на сумму от одного доллара расширят возможности физических лиц, в том числе в операциях с иностранными ценными бумагами в части купонных выплат и получения дивидендов, а также конверсии в рамках ИИС. Мелкие лоты дополнят линейку режимов торгов на валютном рынке», – поясняется в пресс-релизе.
В общем, инвестируй – не хочу.
Но здесь я не могу не произнести слова о том, что прежде всяких инвестиций нужно сформировать «подушку безопасности». А если вы копите на белорусскую кухню, которую собрались заказывать через пару месяцев, вам биржа банально противопоказана.
Но, допустим, мы рассматриваем ситуацию, когда у вас набежала определенная избыточная сумма. И что с ней теперь делать?
Рассмотрим вариант, когда стратегию строит новичок или просто склонный к консервативным решениям инвестор. Допустим, в портфеле частного инвестора «защитных» активов, привязанных к золоту, должно быть 5-10%. Тогда по этой же логике сколько должно быть активов, привязанных к евро и доллару?
Инвестиционный советник Владимир Савенок поправляет: постановка такого вопроса не совсем корректна. Аналитики классифицируют инвестиции не по валютам, а по характеру активов – акции, облигации, недвижимость (можно в виде акций), золото и т. д. Соответственно, и распределение по валютам разумно рассматривать как распределение названных активов по регионам.
Таким образом, у нас есть инвестирование в фонд акций европейских компаний за доллары, но по факту оно будет считаться инвестицией в евро. При этом на цену фонда влияет колебание доллара и евро.
Независимый эксперт по финансовым рынкам Сергей Стыценков ответ на этот же вопрос начал с того, что подчеркнул: портфельная доля инструментов в золоте и в валюте зависит от нескольких величин, это не константа. Например, в спокойные времена доля золота может оставаться минимальной и стремительно взлетать в пики турбулентности.
Относительно же предпочитаемых валют аналитик отметил, что он уже давно не опирается только на USD и EUR. «Лично я использую пять валют», — делиться своим опытом эксперт. В целом же вопрос упирается в то, насколько человек считает родной рубль устойчивым в отдаленных перспективах. То есть, это вопрос оптимизма и горизонтов планирования.
Конкретно же — какие валюты, в чем именно (акции роста/дивидендные акции/евробонды/ETF) и в каком соотношении собирать в портфель — вопрос персональный. Ответ зависит от профиля инвестора, финансовых целей и нюансов, связанных с изъятием активов из портфеля – например, потребуются деньги на отдых, на обучение ребенку, на крупную покупку.
Важно не забывать, про ребалансировку. То есть, при трате какой-то из валют следует перераспределить доли и других валют, чтобы вернуться к избранному соотношению. Ну и практиковать приемы из арсеналов опытных игроков.