ЦБ дважды за эту весну повышал ключевую ставку, что стало неожиданностью для всех. Эпидемия продолжается, экономика спотыкается, но регулятор решил отказаться от мягкой денежно-кредитной политики. И вот почему.
Как сказал глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов, принятое регулятором решение сначала повысить ключевую ставку до 4,5%, а потом до 5%, направлено не на «охлаждение» экономики, а на сокращение стимула.
В прошлом году во время острой фазы эпидемии ЦБ понизил ключевую ставку до исторически низких 4,25%. Для России это стимулирующий уровень, так как реальная ставка после такого снижения приблизилась к нулю и даже вышла в отрицательную плоскость.
Когда реальная ставка близка к нулю, то люди и компании чаще берут кредиты, поскольку они кажутся им выгодными из-за невысоких процентных ставок. Они на эти деньги покупают товары, модернизируют производства, тем самым «двигая» экономику.
Повышение ключевой ставки до 5% при инфляции 5,55% (данные Росстата за апрель 2021 года) сохранило реальную ставку на отрицательном уровне. Поэтому стимулирование экономики продолжается, но в меньшем объёме.
Обычно представители регулятора заостряют внимание на том, что Центробанк таргетирует инфляцию. То есть, через ключевую ставку удерживает инфляцию в пределах 4%. Если инфляция отклоняется от целевого ориентира вверх, то ставка повышается, если вниз — то понижается.
В частности, в последнем релизе регулятора о повышении ключевой ставке говорилось, что «баланс рисков смещён в сторону проинфляционных». То есть, увеличились риски более высокой инфляции, чем целевой ориентир. Но здесь же ЦБ отмечает восстановление спроса, которое «приобретает всё большую устойчивость».
По словам Тремасова, спрос уже «прогрел» большую часть отраслей, отстают только нефтяники, авиаперевозки и зарубежный туризм. Все остальные сектора не только полностью восстановились, но и превысили докризисные показатели.
При этом мягкая денежно-кредитная политика никак не поможет отстающим. Нефтедобыча не растёт из-за соглашения ОПЕК+, авиаперевозки и зарубежный туризм — из-за пандемии и локдаунов.
В 2020 году реальные доходы россиян сократились на 3,5% (данные Росстата). Так откуда взялся повышенный спрос?
В первую очередь, не стоит забывать о кредитах, которые не являются доходами людей, но оказываются в их распоряжении. По данным ЦБ, в 2020 году рост ипотеки ускорился до 21% с 17% годом ранее.
Кроме того, граждане из-за локдауна во многих странах мира практически не выезжали за границу. В итоге те деньги, которые обычно тратились за рубежом, оказались на российском рынке. По оценкам регулятора, это порядка 2 трлн рублей.
Говорят, спрос увеличивает предложение. Но в России спрос ускорил инфляцию. Ответом на это стало увеличение ключевой ставки до 5%. Не исключено, что Центробанк продолжит повышать её на ближайших заседаниях совета директоров.