Едва ли найдётся тот, кому ни разу не звонил «сотрудник банка, заметивший подозрительную операцию». Лишь единицы пытаются наказать виновных, и назойливые звонки продолжают раздаваться от Москвы до самых окраин. А ведь бороться с мошенниками нужно всем миром, и для этого 21 мая в России начала работать интернет-платформа «Мошеловка». Здесь можно изучить основные признаки обмана или оставить обращение, если вы стали жертвой. Зачем это делать и что это даст?
Аферисты могут достать вас где угодно: в мессенджерах, в социальных сетях, по номеру телефона. Большинство не ведётся, многие начинают шутить с обманщиками (что тоже опасно, ведь вы «сливаете» биометрические данные), но есть и те, кто попадется. По данным ВЦИОМ, средний ущерб россиян от телефонных мошенников в 2020 году составил 27-50 тысяч рублей, а общий объём хищений исчисляется миллиардами.
Обращаться в полицию граждане не спешат: во-первых, устанешь это делать по каждому звонку, во-вторых, не факт, что обманщиков поймают. Да и сами сотрудники МВД признаются, что раскрываемость подобных преступлений невысока. Поэтому «номера» аферистов продолжают работать.
У крупных мобильных операторов есть базы номеров, с которых совершаются массовые обзвоны. Если вы подключите специальную услугу, то абоненты из такого «черного списка» до вас не доберутся. Однако услуга платная, да и номера мошенники каждый день генерируют новые. Проверить аферистов можно и с помощью сервиса «Определитель» от «Яндекса» или банков. Кто-то устанавливает приложение на телефон, а кто-то просто вбивает сомнительный номер в поисковую систему: определитель сразу даёт знать, если на абонента были жалобы. «Госуслуги» тоже недавно объявили, что принимают обращения.
Общероссийский Народный фронт запустил интернет-платформу с креативным именем. На ней можно почитать о том, как распознать обман, ознакомиться с основными схемами телефонных, кибер- и других преступников либо «сдать мошенника». Под кнопкой с таким названием открывается форма для заполнения, где нужно подробно описать случай обмана или его попытки. Можно даже запросить помощь юриста или скачать инструкции, как защитить свои права (материалы доступны после отправки жалобы). Народный фронт обещает, что все обращения будут обрабатывать волонтёры и эксперты фронта. Данные будут систематизировать и передавать в Центробанк, МВД, прокуратуру и другие профильные надзорные ведомства.
Чтобы портал стал действительно эффективным в борьбе с преступниками и аккумулировал как можно больше «паролей и явок», необходимо сделать его общеизвестным и массовым. Для этого, во-первых, миллионы россиян должны про него узнать. На сегодняшний день, хотя платформа уже запущена, она не раскручена, и попасть на неё можно только с сайта Народного фронта либо загуглив название портала в поисковике. А вот если вы зададите в поиске запросы в духе «что делать, если мошенники сняли деньги c карты», «мошенники пожаловаться» и т. п., платформу «Мошеловка» в начале списка вы вряд ли найдете.
Второй залог успеха – сознательность пользователей. Если россияне будут всегда заполнять форму, даже не став жертвой, то «Мошеловка» наберёт обороты и, возможно, хотя бы усложнит обманщикам работу, блокируя их номера. Правда, такую гражданскую ответственность представить сложно, да и номера преступников, кажется, появляются, как грибы после дождя. Однако те, кто потеряет деньги, наверняка сервисом воспользуются, и платформа станет дополнительным шансом вернуть награбленное.