Фонд Национального благосостояния (ФНБ) задуман как «подушка безопасности» для поддержки экономики. Фонд динамичен: сюда поступают доходы от нефтегазовой промышленности, а тратят его по-разному, от социальных проектов до помощи крупным системообразующим компаниям. На днях правительство выбрало 7 проектов, на которые будет потрачено почти 900 миллиардов рублей из ФНБ (на 1 мая Фонд составлял около 14 триллионов в российской валюте). Что же это за проекты, без которых невозможно национальное благосостояние?
ФНБ – этакая государственная «заначка»: приходит чёрный день, государство обращается к Фонду. Когда коронавирус подобрался к России, правительство сразу начало говорить о том, чтобы потратиться из ФНБ на людей. Многие предлагали даже раздать все деньги населению, как сделали некоторые зарубежные страны, например, Греция. В нашем случае вышло бы более 50 тысяч рублей на человека – сумма существенная для большинства, хотя и не для всех.
Однако скоро разговоры прекратились: Фонд не просто не отправили на социальные нужны, но и вовсе перестали тратить. Это даже привело к тому, что в кризисный коронавирусный год Фонд вопреки логике пополнился.
Что же происходит с Фондом сегодня? Одни продолжают надеяться, что выплаты из него пойдут на граждан и их детей, другие обсуждают возможность улучшить за счёт Фонда ЖКХ. Жители регионов мечтают о новых дорогах, развитии транспорта, новых больницах, детских садах и школах, надеясь, что для ФНБ всё это может стать выгодными инвестициями. Ведь если Фонд вкладывается в строительство, то деньги в него нужно будет вернуть. Просто Фонд выдаёт их на более длительные сроки и под меньший процент, чем можно было бы взять в банках.
Что же решили в правительстве? В порядке убывания расходов наиболее важные на сегодняшний день национальные проекты по мнению власти выглядят следующим образом.
В Якутии растут объёмы добычи угля: местные компании приобрели крупные месторождения и активно их разрабатывают. В прошлом году рост составил всего 5%, и уже при таком количестве угля возникли проблемы с его транспортировкой – он частично складируется в регионе. В текущем году добыча увеличится почти вдвое, и вопрос о необходимости вывоза полезного ископаемого встаёт острее с каждым днём.
Для решения этой проблемы нужны новые железные дороги: необходимо развивать на восток байкало-амурскую магистраль от станции Тында до порта Ванино в Хабаровском крае. Согласно смете на строительство с электрификацией от РЖД, проект стоит свыше 700 миллиардов рублей, 188 из них выделят из ФНБ. «Стройку века» РЖД планирует закончить в 2027 году.
Минэкономразвития запускает проект по социально-экономическому развитию Красноярского края, Иркутской области, республик Тыва и Хакасия. Цель – повышение качества жизни в регионе: строительство местных дорог, сетей, школ и т. д. В открытых источниках пока нет информации, что и где конкретно предполагается строить, хотя время старта – 2022 год – приближается. Улучшать жизнь сибиряков будут до 2035 года, потратят почти 2 триллиона рублей, из которых 155 миллиардов будет получено от ФНБ.
«Автодор» участвует в крупном международном транспортном проекте «Европа – Западный Китай». По территории России маршрут включает дорогу от Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном в районе Оренбурга. Участок этой трассы, скоростная автодорога М-12 Москва — Нижний Новгород, должен быть готов к 2024 году. Стоимость трассы – 623 миллиарда рублей, 150 миллиардов из них даст ФНБ.
В России работает Фонд содействия реформированию ЖКХ. Это государственная корпорация, которая призвана улучшить жизнь россиян в бытовом плане: переселить из аварийного жилья, сделать капремонт, рассмотреть жалобы на управляющие компании и т. д. ФНБ выделит Фонду 150 миллиардов рублей на модернизацию систем тепло- и водоснабжения, а также очистных сооружений на черноморском побережье.
Новые линии наземного метро запущены в столице в 2019 году, сегодня поезда ходят по двум из них. Ещё 3 планируется запустить до 2025 года. Для развития сети, реконструкции и строительства новых станций в РЖД не хватает 105 миллиардов рублей. Эту сумму и обещали выделить из ФНБ.
900 новых вагонов «Трансмашхолдинг» поставит в метрополитен Петербурга к 2024 году. Для реновации необходимо порядка 137 миллиардов рублей, из них 97 миллиардов перечислят из ФНБ.
Помимо проекта «Европа – Западный Китай» «Автодор» занимается и другими магистралями. В 2022 году начнётся строительство скоростной автомобильной дороги Казань — Екатеринбург общей стоимостью 439 миллиардов рублей. Из ФНБ поступит 50 миллиардов.
При взгляде на такой список жителям регионов может быть обидно: в то время как в столицах запускают наземное метро и меняют вагоны, в других крупных центрах, например, в Екатеринбурге, не могут открыть даже вторую и третью линии подземки. А ведь это четвёртый город по численности населения в стране, линии метро запроектированы еще 30 лет назад, и работы по проложению тоннелей начинались. Очевидно, наряду с Казанью, миллионнику остаётся гордиться статусом мегаполиса с одним из самых коротких метро в мире, ведь на «хотелки» всех жителей и городов России не хватит никаких фондов.