На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков
К списку новостей

Пандемийные путешествия: что делать, если оператор меняет условия тура

Полина Егиазарян
26 мая 2021 08:30
2112
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Хороший туроператор объяснит пандемией любые изменения: рост цен на услуги, перенос вылета в аэропорт другого города, смену дат поездки. Часть изменений продавец может внести законно, и даже суд встанет на его сторону. Но бывают ситуации, когда операторы откровенно хитрят и меняют условия тура на выгодные для себя. Как оспорить незаконное решение оператора без суда и нельзя менять в туре без согласия путешественника?

Менять – нельзя – оставить

Начнём с основ: изменения места пребывания, маршрута, условий путешествия, средств размещения и проживания, категории гостиницы и типа питания, услуг гида, экскурсовода и перевозчика, информация о дополнительных услугах – это существенные условия туристского договора. О любых переменах, связанных с этими пунктами, туроператор должен уведомить турагента или туриста напрямую, согласно ст. 10 ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ».

Оператор обязан уведомлять о любых изменениях в туре. Фото: readytospeak.ru.

В одностороннем порядке без уведомления путешественника условия тура менять нельзя. А если в договоре сказано, что оператор вправе менять порядок тура по своему усмотрению, такой документ противоречит закону о туризме и ст. 310 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому оператор обязан любые изменения согласовать с путешественником. А вот принимать новые условия или нет – решение туриста. Правда, обычно изменение условий означает следующее: покупатель тура даёт письменное согласие на новые условия, доплачивает по необходимости или расторгает договор с оператором и ждёт возврат денег.

А это уже более весёлая история в условиях пандемийных путешествий.

Разные даты – разные правила

В начале 2020 года никто не ждал глобальной эпидемии нового коронавируса и закрытия границ. Поэтому люди спокойно покупали туры на год вперёд. Когда ВОЗ объявил пандемию, стало понятно – теперь не до путешествий.

Российское правительство приняло 20 июля 2020 постановление № 1073. Согласно документу, туроператор должен вернуть деньги за путёвку или предложить соразмерные условия тура на другие даты до 31 декабря 2021 года. Но это правило распространяется только на туры, частично или полностью оплаченные до 31 марта 2020.

Реклама
Реклама
С зарплатной картой Сбера ставки по вкладам выше
Выше ставки по вкладам, ниже ставки по кредитам
Подробнее

Если тур был куплен до пандемии

Оператор должен выполнить тур до 31 декабря 2021, заключив дополнительное соглашение с туристом. Организатор либо выполняет с точностью условия тура, прописанные в первоначальном договоре, либо предлагает равнозначный. Программа пребывания, туристический маршрут, условия поездки и перевозки, категория гостиницы, формат питания, дополнительные услуги должны совпадать.

Например, турист купил путёвку в Таиланд в трёхзвёздочный отель на Пхукете. Варианта два: либо выполнить тур до 31 декабря 2021 года, либо предложить путёвку с похожими условиями. Требовать доплату запрещено.

Если тур не состоялся, его должны заменить на равнозначный. Фото: mtdata.ru.

Изменение условий поездки на равнозначные туроператоры должны были разослать клиентам до 22 сентября 2020. Если подобрать аналогичный тур не удалось – турист расторгает договор, а оператор – возвращает деньги.

С этим случилась заминка: многие люди «пролетели» с путёвками в страны, которые не открылись для туристов, или ввели жёсткие условия въезда. С Турцией снова произошёл коллапс – российские власти ограничили авиасообщения весной 2021. Придётся снова ждать переноса тура или всё-таки расторгать договор.

На возврат денег у оператора есть 1,5 года. Исключения предусмотрены для льготных категорий.

В течение 90 дней деньги вернут:

Многие туристы давно расторгли договоры, но операторы продолжают обещать возврат денег. Поэтому премьер-министр Михаил Мишустин распорядился до 31 декабря 2021 в обязательном порядке вернуть деньги по путёвкам, купленным по 31 марта 2020. Приём с даты расторжения договора на стоимость поездки начисляется неустойка – 1/365 ставки ЦБ. За год – 5%, практически банковский вклад.

Однако возникает другая проблема: оператор вправе удержать средства из стоимости тура за фактически понесённые расходы.

Если тур был куплен во время пандемии

Поездки по миру в 2021 году – игра в русскую рулетку. Некоторые страны открыли въезд для туристов при условии карантина и отрицательных ПЦР-тестов. Другие пускают к себе только при наличии сертификата о вакцинации. Но главная беда – непредсказуемость. Сегодня границы одного государства открыты, а завтра – уже нет, как это было с Турцией и Танзанией в апреле.

Реклама
Реклама
Вклад "Высокий процент"
Откройте вклад на 7 месяцев со ставкой до 23% годовых в банке УБРиР.
Подробнее

В пандемию сложно спланировать поездку заранее, так как условия тура могут поменяться за день до выезда. Поэтому выгоднее самостоятельно организовать тур и купить возвратные билеты на рейс, чтобы не зависеть от оператора.

Правила для путешественников, которые купили путёвки до 31 марта 2020 года, на новые туры не действуют. Правительственных распоряжений на случай отмены поездок тоже нет. Ситуации с аннулированием путёвки решаются на основе законов «О защите прав потребителей», «О туристской деятельности» и ст. 451 Гражданского кодекса.

Когда поездка отменилась, оператор должен вернуть стоимость тура вычетом фактически понесённых расходов. Если же продавец не выполнил условия договора или оказал некачественные услуги, он должен вернуть деньги полностью.

Есть несколько универсальных советов, которые помогут либо вернуть деньги, либо снизить потери.

  1. Не покупайте невозвратные билеты. На первый взгляд, можно сэкономить, так как в стоимость невозвратных билетов не входит тариф отмены. Но в итоге вы рискуете потерять деньги. Лучше переплатить и получить возможно отменить бронь с возвратом средств или переносом рейса.
  2. Вернуть деньги за невозвратные билеты можно в особых случаях: болезнь пассажира или отмена рейса перевозчиком. Иногда можно договориться с авиакомпанией и изменить рейс за доплату.
  3. При отмене рейса авиакомпания вправе предложить клиенту ваучер согласно постановлению правительства от 6 июня 2020 № 991. В ваучере будет указана стоимость билета, им можно оплатить перелёт у этой авиакомпании по любому направлению в течение трёх лет. Можно также потребовать вернуть деньги, но у перевозчика также есть три года на возврат денег.
  4. Выбирайте гибкие условия бронирования проживания. Например, на Airbnb, Booking или hotels.com можно найти гостиницы и хостелы, которые не взимают плату за проживание и комиссию при отмене за 24-48 часов до поездки.
  5. Некоторые авиакомпании не считают коронавирусные ограничения, действующие в стране въезда, уважительной причиной для отмены тура. Внимательно читайте мелким шрифтом условия в договоре с туроператором и перевозчиком.

Какое бы направление для поездки вы не выбрали, уточните, какие ограничения действуют в стране, когда нужно сдать ПЦР-тесты при въезде, нужно ли предоставлять сертификат о вакцинации. Не забудьте по возвращению в Россию сделать ПЦР и отправить результаты исследования через Госулсуги. Список стран, открытых для путешествия, и условия въезда мы приводили в отдельном материале.

Теги: Авиабилеты Авиакомпании Туризм Госуслуги Законы Нарушение закона Коронавирус Общество

Статьи и новости по теме: