Люди постоянно жалуются на то, как несправедливо с ними обходятся банки. Шлют обращения в ЦБ и подают судебные иски. Чтобы сделать этот процесс максимально удобным для граждан, с начала года финансовый омбудсмен начал рассматривать споры россиян с банками во внесудебном порядке. Но пока ситуация складывается не в пользу обычных людей.
С 1 января 2021 года у россиян появилась возможность бесплатно «судиться» с банками. Роль судьи выполняет финансовый омбудсмен. К нему можно обратиться через личный кабинет на официальном сайте. Единственное ограничение — он рассматривает споры на сумму до 500 тысяч рублей. Решения омбудсмена обязательны для выполнения, но могут быть обжалованы в суде.
За первый квартал 2021 года финансовый омбудсмен вынес 502 решения по спорам с банками. Из них 390 — в пользу кредитных организаций, 112 — в пользу граждан, пишут «Известия».
Ранее финансовый омбудсмен Виктор Климов сообщал, что с 1 января по 4 апреля текущего года получил более 2,8 тысячи обращений россиян против банков. Две трети из них были отклонены. Основная причина — то, что граждане предварительно не обратились в банк, как того требует закон.
Значительная часть обращений россиян связана с потребительским кредитованием — 2,2 тысячи. На втором месте — споры по банковским счетам и переводам (0,5 тысячи), на третьем — по вкладам (0,1 тысячи). Средняя сумма требований составляет 115,2 тысячи рублей.
Финансовый омбудсмен подчёркивает, что делать выводы на основе данных за первый квартал работы преждевременно. Тем не менее, на лицо факт принятия большей части решений в пользу банков. С чем может быть связана такая не очень приятная для обычных людей статистика?
Руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган считает, что всему виной недостаточная финансовая и правовая грамотность россиян. По этой же причине омбудсмен принял в работу только 30% поступивших обращений.
Действительно, финансовая грамотность граждан «хромает». Согласно результатам опроса, проведённого Национальным агентством финансовых исследований в конце 2020 года, кредитный договор внимательно читают и в случае неясностей консультируются с сотрудниками банков только 53% россиян. Ещё 15% спрашивают совета у других людей. При этом 7% граждан подписывают договор, не читая его совсем, а ещё 10% - подписывают, даже если не понимают, о чём там написано.
Тем не менее, картина со временем меняется в лучшую сторону. Индекс финансовой грамотности, измеряемый Центробанком на основе опросов, стабильно растёт из года в год. Если в 2017 году он был равен 52 баллам, то уже в 2018 году — 53, а в 2020 году — 54.