Государство придумывает льготные кредиты, стремясь облегчить жизнь бизнеса во время кризиса. В то же время банки беззастенчиво навязывают услуги даже по госкредитам.
Редкий россиянин уходит из банка без дополнительных услуг. Чтобы противостоять навязыванию, нужна не только финансовая грамотность, но и выдержка. Так сложно устоять перед «выгодными» предложениями, которые преследуют нас, даже если мы зашли в банк, чтобы получить перевыпущенную карту.
Оказалось, не только обычные люди сталкиваются с такой проблемой. Так, 33% малого и среднего бизнеса, обратившихся за льготными кредитами на выплату зарплаты, получали предложение о дополнительных услугах. Причём 32% опрошенных не были проинформированы о том, что эти услуги не являются обязательным условием для получения кредита. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого бизнес-платформой Общероссийского народного фронта совместно с АНО «Россия — страна возможностей». В ходе исследования опрошены 559 представителей малого и среднего бизнеса из 64 регионов страны.
Между тем, навязывание дополнительных услуг запрещено пуктом 2 статьи 16 Федерального Закона «О защите прав потребителей». Как пояснил Роспотребнадзор, любые компании, в том числе банки, не имеют право увязывать приобретение одного продукта с другим. То есть, если оформляешь кредит, то банк не имеет право привязывать к нему страховку и любую другую платную опцию.
Не смотря на то, что навязывание дополнительных услуг запрещено законом, этот бизнес процветает в банках. Чтобы решить проблему, был принят дополнительный закон о так называемом «периоде охлаждения». В соответствии с ним у россиян есть право отказаться от навязанной страховки в течение двух недель. Но работает этот закон только, если человек заключает договор с банком как физическое лицо. На малый и средний бизнес он не распространяется.
Правда, «период охлаждения» не дал особого эффекта. По данным ЦБ, в 2018 году поступило 4,6 тысячи жалоб на навязывание услуг при получении потребительского кредита. В 2019 году количество таких обращений удвоилось и составило 9,7 тысячи. И только в 2020 году их стало на 20,6% меньше — 7,7 тысячи.
Возможно, на изменение ситуации повлияло информационное письмо ЦБ, разработанное совместно с Роспотребнадзором. В нём власти напомнили кредитным организациям про законы «О защите прав потребителей» и «О потребительском кредите». Первый запрещает навязывать дополнительные платные услуги, второй — обязывает банки и другие организации, выдающие займы, обеспечивать клиентам возможность получить потребительский кредит без приобретения каких-либо других услуг.
Неутешительная статистика о навязывании дополнительных платных услуг не только обычным людям, но и предпринимателям говорит о том, что над этой проблемой ещё работать и работать.