О переходе российских компаний на 4-дневную рабочую неделю Дмитрий Медведев впервые заговорил еще в 2019 году, будучи премьер-министром. Дать гражданам больше времени на личную жизнь планировали без понижения зарплаты, но с повышением интенсивности труда. Во времена пандемии, по мнению Медведева, стало понятно, что перспектива сокращения рабочей недели светит не только России, но и всему миру. Минтруд уверяет: если идея поступит, то её рассмотрят. Как и когда страна будет отдыхать по 3 дня?
Инициатива о 4-дневной рабочей неделе вызвала в обществе немало споров. Бизнес сетовал, что и за 5 дней не всегда удаётся достичь желаемых результатов, а народ переживал, что без снижения зарплаты дело явно не обойдётся, и такое возможно только на бумаге.
Между тем, в наш быт давно и прочно вошли стиральные и посудомоечные машины, роботы-пылесосы – всё это экономит хозяйкам время на семью и увлечения. Аналогично в теории хотят сократить и рабочую неделю.
В глобальной экономике есть один важный показатель – производительность труда. Он считается в рублях и показывает долю ВВП на одного работающего в год или в час. По этому параметру в мире лидирует Ирландия — в пересчете на ВВП за человеко-час там производят продукции на $112,7. Высокой эффективностью трудящихся отличается Люксембург ($110,3), Норвегия ($96), Дания ($87,1), Бельгия ($87,1) Швейцария ($81,4).
А вот производительность труда россиян на сегодняшний день самая низкая в Европе: за человеко-час в стране изготавливается продукции на $31,4. Если уменьшать рабочее время прямо сейчас, то и ВВП упадёт соразмерно. Поэтому прежде чем говорить об этом, нужно повышать эффективность труда: вкладывать в инновации, инфраструктуру, образование и технологии. Процесс этот долгий, так что мгновенного повышения производительности и 3 выходных ждать не приходится. С другой стороны, роботизация производств неизбежна, и без сокращения рабочей недели она может привести к массовым сокращениям сотрудников. Именно от этого и должна защитить 4-дневка.
При любых глобальных изменениях с чего-то надо начинать. Прежде, чем менять законы, нужно разобраться, как технически сократить рабочее время без снижения зарплаты. Для этого власти предлагают найти организации, которые пожелают рискнуть, и провести эксперимент: перевести их на 4-дневку хотя бы на год. С такими предложениями выступили, например, депутат Петр Ватутин и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Дмитрий Порочкин. А вот примеры компаний-добровольцев пока неизвестны.
Социологи провели немало опросов о том, сколько владельцев фирм и рядовых сотрудников поддерживают идею. По разным данным оказалось, что работающие даже меньше хотят выходных, чем управленцы: за идею высказалось в разных исследованиях от 30% до 40% нанятых и около 50% нанимателей. При этом более половины бизнесменов – от 56% до 65% – уверены, что сокращение рабочей недели невозможно без снижения зарплаты либо удлинения рабочих дней.