Если, уйдя в книжный запой, перечитать русскую литературу за последние 3 века, придёт осознание, что проблема бедности и неравенства была всегда. Но, пожалуй, никогда власти не тратили столько денег на выплату пособий. Впрочем, бедные никуда от этого не делись. Всемирный банк спешит на помощь российским властям и предлагает кардинальные изменения в принципе назначения социальной помощи, чтобы сократить бедность в два раза к 2030 году. Парадоксально, но идея ВБ состоит в сокращении бюджетных трат на социальные выплаты.
В докладе Всемирного банка говорится, что в борьбе с бедностью России помогла бы система минимального гарантированного дохода. Её суть в назначении регулярных выплат, которые рассчитываются как разница между доходом семьи и порогом бедности.
Представим семью из четырёх человек из Ивановской области — родители и двое детей. Работает один папа, а мама сидит в декрете с младшим ребёнком. Общий доход семьи — 40 000 рублей. Среднедушевой — 10 000 рублей. Чтобы преодолеть бедность, семье не хватает 761 рубля на каждого или 3 044 рубля на семью.
По предложенной ВБ методике, семья должна получать пособие 3 044 рубля. Для сравнения: сейчас она получает примерно 22 761 рубль (при условии, что возраст детей от 0 до 1,5 лет и от 3 до 7).
Ничего не напоминает? Подобный подход сейчас используется для помощи пенсионерам. Если назначенная пенсия ниже прожиточного минимума, то человек станет получать социальную доплату. Статистически пенсионеры не бедные.
Причина предложенных изменений кроется в том, что ВБ считает существующие методы поддержки бедных дорогими и неэффективными. Сейчас на соцподдержку государство тратит 30 млрд долларов, что составляет 3% ВВП. Страна выплачивает в виде поддержки в три раза больше денег, чем разрыв между установленной в стране чертой бедности и средним доходом бедных семей. Проще говоря, бедным до прожиточного минимума требуется всего 10 млрд долларов. Остальные 20 млрд долларов тратятся «мимо» — либо идут в руки небедных, либо сильно перекрывают нуждаемость получателей помощи.
В докладе Всемирного банка говорится:
Многим странам удаётся достичь такого же сокращения бедности, тратя на это наполовину или на треть меньше
Существующая в России система социальной поддержки ставит целью не искоренение бедности, а помощь отдельным категориям граждан. Вспомните, основная масса пособий идут семьям с детьми.
ВБ утверждает, что реализовать систему минимального гарантированного дохода можно на базе социального контракта — выдавать деньги в обмен на социализацию. Получатели пособия должны работать, давать детям образование и проходить регулярные медосмотры.
Размер пособий, получаемых в рамках программ МГД, обычно слишком мал, чтобы их получатели отказывались работать, но достаточен для значимого улучшения жизни беднейшего населения
Теоретически страна так должна искоренить социальных иждивенцев, у которых нет мотива работать, потому что государство платит деньги. На одного ребёнка без учёта материнского капитала может приходиться 5-15 тыс. рублей государственных выплат в зависимости от возраста.
Подобный подход к назначению соцвыплат предложил глава Счётной палаты Алексей Кудрин. Он тоже говорит о том, что для сокращения бедности надо опираться на «дефицит дохода», а не состав семьи. Проще говоря, доплачивать до прожиточного минимума. Всем, а не только семьям с детьми.
С одной стороны, метод хорош тем, что помощь от государства получат все нуждающиеся в равной степени. Иначе у нас получается, что семьи с маленькими детьми обласканы государством, а с большими детьми — нет.
Однако в целом размер госпомощи сократится. Для некоторых он составит всего 200-500 рублей. Кроме этого, порог нуждаемости у нас низкий и не учитывает в полной мере все потребности людей. В среднем по стране прожиточный минимум составляет 11 500 рублей. Это больше похоже на уровень нищеты, а не бедности.
Мы бы пока не стали беспокоиться, что правительство резко отменит все пособия и введёт новую систему — это грозит социальным взрывом и резким падением уровня жизни.
Однако изменения в принципах назначения пособий уже начались. Минтруд ввёл адресность соцпомощи, чтобы отсеять «мнимых бедных» и «социальных иждивенцев». Кроме этого, грядёт запрет на списание минимального гарантированного дохода у должников.
К запуску готовится «Социальное казначейство» на базе единой государственной информационной системы социального обеспечения, где будет собрана вся информация о людях, их доходах и получаемых ими мерах поддержки. Власти готовятся часть выплат перевести в проактивный формат — выдавать их без заявления.