Всё тайное становится явным. Та же участь постигла и банковскую тайну. К ней подключаются всё новые и новые желающие иметь доступ к счетам и движению денег. Между тем, банковская тайна и так уже «гуляет» между ведомствами и нередко становится общенародным достоянием.
Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, позволяющий Министерству юстиции запрашивать у банков сведения о счетах. При этом «финансовое око» Минюста не станет всевидящим, так как банки будут передавать ему только данные о счетах некоммерческих организаций (НКО), пишет «Российская газета».
Тем не менее, банковская тайна уже перестала быть тайной, если посчитать количество тех, кто имеет к ней доступ.
В статью 26 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» включён гигантский список тех, кому кредитные организации обязаны выдавать справки об операциях и счетах.
Так, если вы — физическое лицо, то о ваших операциях и счетах могут узнать по запросу:
Также если банк счёл вашу операцию подозрительной, то должен всю информацию о ней передать в Росфинмониторинг.
Аналогичное распространение банковской тайны происходит, если вы — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Создаётся впечатление, что банковскую тайну раздают направо и налево. Причём проблема заключается не в том, что власти могут использовать информацию о вкладах и счетах в личных целях (хотя и не без этого), а в том, что во время передачи данные «утекают» на чёрный рынок, подпитывая мошенников.
По данным компании по кибербезопасности DeviceLock, за 2020 год количество утечек персональных данных увеличилось на 30%, пишут «Известия». Как сообщалось ранее, большая часть утечек происходит в сфере финансов и госсектора. А потом удивляемся, почему нам всё чаще и чаще звонят мошенники, представляясь сотрудниками полиции, прокуратуры и службы безопасности банков.
Как объяснил Минюст, ему нужен доступ к банковской тайне, чтобы контролировать деятельность НКО, которые получают государственные гранты. По итогам 2020 года поддержку оказана 5,3 тысячи некоммерческих организаций на общую сумму 11 млрд рублей. В этом году будут распределены ещё 10 млрд рублей. Министерство хочет знать, не уходят ли деньги «налево».