Споры россиян с банками довольно часто заканчиваются проигрышем. Но это не повод опускать руки. Рассказываем реальную историю, как обычные люди отсудили долг у «Тинькофф Банка», даже не воспользовавшись услугами адвоката.
Если посмотреть на судебную статистику 2013-2017 годов, то можно увидеть, что «Тинькофф Банк» и банк «Русский Стандарт» выигрывал более 90% споров с клиентами, Сбербанк — около 70%, ОТП Банк и Альфа-Банк — 63% и 58% соответственно. С тех пор ситуация не сильно изменилась. Как мы писали ранее, граждане проигрывают 77,7% внесудебных споров с банками, согласно данным Службы финансового омбудсмена.
Нашим героям, сёстрам Анастасии и Татьяне, удалось выиграть суд у «Тинькофф Банка». С иском против них обратилось коллекторское агентство «Феникс», принадлежащее группе Тинькофф. Поводом послужил долг их умершей шесть лет назад мамы, Ларисы. Агентство требовало взыскать с наследников 22,3 тысячи рублей, включая 21,8 тысячи долга по кредитной карте «Тинькофф Банка», 477 рублей — штрафные проценты и 869,2 рубля — государственную пошлину.
Лариса умерла в августе 2014 года. На тот момент она являлась заёмщиком «Тинькофф Банка» по кредитной карте со страховой защитой. То есть, в случае смерти по естественным причинам задолженность по карте погашалась компанией «Тинькофф Страхование». Анастасия позвонила в банк и уведомила его о случившемся после того, как получила свидетельство о смерти мамы. Оператор попросил прислать для подтверждения копию свидетельства о смерти и справки из морга. Последнего документа на руках уже не было, поскольку на его основании выдаётся свидетельство о смерти. Но в нём причина смерти не указывается, а именно этот момент больше всего интересовал банк. Дело в том, что страховка не распространяется на случаи суицида. По телефону удалось договориться, что копии свидетельства о смерти будет достаточно.
Анастасия и Татьяна решили, что проблема решена. Во всяком случае когда они через полгода вступали в наследство, то нотариус не обнаружил никаких долгов.
Тем временем, ещё через полгода, летом 2015 года, «Тинькофф Банк» передал долг по кредитной карте Ларисы коллекторскому агентству «Феникс», как следует из иска последнего. Наследники узнали о долге и его передаче спустя пять лет, осенью 2020 года, так как агентство никак не пыталось связаться с должником после того, как получило права требования по кредитной карте. Во всяком случае, в письменном виде.
Как объяснил адвокат Александр Тамодлин, по наследству переходит не только имущество, но и долги, даже если на момент вступления в наследство о них никто не знал. И отказаться от них уже после принятия наследства не получится. В то же время кредиторы могут предъявлять требования к наследникам только в течение трёх лет после того, как узнали о нарушении условий возврата долга.
В нашем случае с момента появления долга прошло шесть лет, с момента его передачи — пять лет. Но это не помешало «Фениксу» подать иск в суд. Более того, суд принял его к производству.
Как только наследники узнали, что коллекторы хотят взыскать с них долг, они попытались связаться с «Тинькофф Банком» и выяснить, почему задолженность не была погашена страховой компанией. Но операторы банка так и не смогли внятно ответить на этот вопрос, а рассмотрение обращения постоянно продлевалось. При этом заседание суда приближалось. «Зашевелились» они только после того, как сёстры направили жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор, уведомив их об этом. Сами позвонили и рассказали, что для погашения долга требуется всё та же справка из морга, а теперь ещё и выписка из медицинской карты, которые наследники не могут предоставить. Далее, по всей видимости, вмешался ЦБ, поскольку «Тинькофф Банк» сообщил, что 17 декабря 2020 года страховая компания погасила долг.
Но «Феникс» не стал отзывать иск и 14 января 2021 года состоялось заседание суда. Так как наследники не могли присутствовать на слушании из-за того, что проживают в других регионах, то они всю вышеозвученную ситуацию изложили в возражении и направили его через сервис ГАС «Правосудие».
Судья, заслушав электронные возражения ответчиков, назначил новое заседание на 8 февраля 2021 года и постановил привлечь к рассмотрению «Тинькофф Страхование».
Между заседаниями наследники узнали о статье 196 Гражданского кодекса, согласно которой срок исковой давности по банковским долгам составляет три года. Причём передача долга не влияет на его отсчёт. То есть, срок исковой давности по нашему случаю истёк в августе 2017 года (после смерти Ларисы никто не вносил платежи).
Поэтому наследники направили заявление об истечение срока давности через ГАС «Правосудие». В итоге суд оставил иск «Феникса» без удовлетворения. В судебном решении говорится, что оно может быть обжаловано в течение месяца в вышестоящей инстанции. С тех пор прошло четыре месяца и решение суда вступило в силу.
Стоит отметить, что «Феникс» не появился ни на одном заседании суда. Так же поступило и «Тинькофф Страхование». Складывается впечатление, что вся эта история была затеяна только, чтобы испугать человека и заставить его заплатить, не дожидаясь решения суда.