В Центробанке возникла идея допустить на биржу детей с 12 лет: пусть, мол, получают опыт и учатся, будем повышать финансовую грамотность с малых лет. Общество отреагировало бурно: во-первых, даже взрослые зачастую инвестируют так, что выгоднее было бы открыть вклад в банке, а во-вторых, для биржи нужны сбережения. Но с учётом того, что в стране 20 тысяч несовершеннолетних бизнесменов, может, это не такая уж и плохая идея?
А вот и не «домашку», тут всё по-взрослому. Цифру 20 тысяч по предпринимателям от 14 до 18 лет озвучила глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. В число входят только официально зарегистрированные ребята, которые платят налоги. ИП в России можно оформить уже с 14 лет с согласия родителей, а статус самозанятого любой подросток способен получить и вовсе без спроса, начиная с 16 лет. Этими возможностями молодёжь активно пользуется.
Что такое 20 тысяч в масштабах огромной страны? Кажется, что немного, ведь несовершеннолетних в России порядка 30 миллионов. Но, с другой стороны, реальное число с учётом «теневых» бизнесменов может быть в разы больше, да и в любом случае цифра постоянно растёт. В эпоху общедоступной информации кто-то тайком смотрит взрослые фильмы, а кто-то – изучает экономику.
Что касается инвестиций, то их популярность действительно растёт: в конце 2020 года количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, превысило 8 миллионов. Выходит, что на рынке ценных бумаг сегодня работает свыше 5% населения. Все они финансово грамотные?
Первый зампред Центробанка Сергей Швецов считает именно так, ведь если в школе играть не в картонные, а в голубые фишки, то молодёжь на опыте научится делать это грамотно. Причём какие-либо законодательные ограничения для детей с 12 лет на бирже на взгляд господина Швецова не нужны: пусть юных инвесторов ограничивает семья, ведь это её бюджет они будут вкладывать.
Такая идея сразу вызвала бурную реакцию экспертов и общественников. Вячеслав Зайченко, экономист, эксперт биржевых рынков считает:
если человек выходит на биржу, он должен знать, как работает рынок. Но этого понимания у людей нет
Причём такого понимания, как показало исследование НАФИ, нет даже у взрослых, откуда же оно будет у 12-летних детей? Сергей Швецов говорит о приобретении опыта, но поход за опытом без знаний выглядит примерно так же, как выход в 12 лет на работу инженером: образования нет, но ракеты мастерить можно научиться и на опыте.
На сегодняшний день в этой сфере возрастные ограничения такие же, как и с открытием ИП: выйти на биржу можно и с 14 лет, но с нотариального согласия родителей.
Впрочем, технически открыть счёт можно и с 1 тысячей, и россияне этим пользуются: на 75% счетов физических лиц лежит менее 10 тысяч рублей. Возможно, для детского «игрушечного» счёта минимальной суммы будет достаточно, чтобы попробовать себя и оценить точность своих прогнозов.
Хотя с таким же успехом можно использовать тренажёры с баллами вместо денег или просто следить за рынком и «покупать» ценные бумаги понарошку, ведя собственные записи, а затем оценивать свои решения. Тот же эффект, тот же опыт, только меньше эмоций и азарта – что весьма неплохо для подрастающего поколения.
Мысль с допуском детей на биржу вызвала такие широкие обсуждения в обществе, что высказавший её Сергей Швецов уже успел признаться: идея родилась экспромтом и не прорабатывалась. Так что, возможно, дети всё-таки не хлынут шумной толпой на рынок ценных бумаг, если только все родители, проникнувшись необходимостью раннего финансового воспитания, массово не начнут выдавать чадам разрешения в качестве подарка на 14-летие.