Скоро перед тем, как выехать на скоростную трассу, придётся не только включать «антирадар», но и вспоминать школьный курс физики. Власти планируют узаконить штраф за превышение средней скорости. Пока водители легко могут опротестовать в суде подобное «письмо счастья». После легализации наказания за превышение средней скорости штрафов будет проще и получать их будут чаще.
Немного теории: в Административном кодексе и Правилах дорожного движения нет понятия «средняя скорость». Нарушителя штрафуют за превышение мгновенной скорости – той, с которой автомобилист двигался, когда попал под камеру. Но бывают двойные комплексы видеофиксации, которые фиксируют скорость водителя при въезде на контролируемый участок дороги и при выезде.
Допустим, водитель въехал на участок в точке А со скоростью 90 км/ч, двигался на отрезке 130 км/ч, а перед точкой В снова сбросил скорость. В обеих точках стоят камеры контроля скорости на 90 км/ч. В итоге он превысит среднюю скорость на отрезке пути. Вычислить это легко с помощью формулы V=S/t, где среднюю скорость определят в зависимости от времени, за которое водитель пересёк отрезок пути между двумя камерами.
Пока неизвестно. Сейчас водителям за превышение средней скорости приходят штрафы по ст. 12.9 Административного кодекса «Превышение установленной скорости движения». То есть, если автомобилист превысит среднюю скорость на 20-40 км/ч, то получит штраф 500 рублей, на 40-60 км/ч – 1000-1500 руб. и так далее.
Двойные штрафы за превышение средней и мгновенной скорости запрещены. Водители, которые получали подобные постановления, оспаривали их в суде. Верховный суд в 2019 году заявлял, что по Кодексу об административных правонарушениях наказывают за конкретную скорость. Тезис прост – одно нарушение, одно наказание.
Внутри каждого автомобилиста живут два человека: водитель, который не хочет платить новые штрафы, и представитель общества, который беспокоится о безопасности на дорогах. Штрафы за превышение средней скорости эффективнее снижают аварийность, чем обычные, – 50% против 15-20%, рассказали autonews.ru в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око».
В Европе действуют жёсткие ограничения на фиксацию средней скорости, рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто. Например, правило используют только в туннелях или на прямых участках без примыкающих дорог. Так вычислить среднюю скорость проще и точнее. А в России использовать подобные системы фиксации можно на скоростных трассах – М-11, Западный диаметр в Санкт-Петербурге, МКАД или КАД.
Пока что штрафы за превышение средней скорости считаются незаконными, их легко оспорить. Как это сделать, мы писали в материале “«Это примеры наглости и цинизма». Как водители дважды платят за одно превышение скорости”.
Вспомним слова главы МВД Владимира Колокольцева: важнее не манипулирование скоростными режимами, а качество дороги. Об этом министр внутренних дел заявил, комментируя предложение отменить нештрафуемый порог превышения скорости 20 км/ч.
Если дорога обеспечена разделительными барьерами, освещена, [есть] ровное покрытие – это в большей степени сказывается на безопасности дорожного движения, чем вот это манипулирование – 10 км больше, 10 км меньше
Это может быть справедливо и относительно превышения средней скорости. Точку в этом вопросе должны поставить эксперты и профильные ведомства.