Помните, как мама в детстве говорила «учись, а то дворником будешь», имея в виду, что хорошие оценки и высшее образование — путь к безбедному будущему и карьере, за которую не стыдно (в том числе и маме). Мама права — это подтверждают учёные. Есть даже специальный термин — «образовательная неуспешность». Проще говоря, кто плохо учится, тот плохо в будущем зарабатывает и живёт за счёт тех, кто хорошо учился и сейчас хорошо зарабатывает.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в беседе с газетой «Известия» говорит о том, что работа с образовательной неуспешностью должна закладываться в реформу школьного образования.
Что означает доля неуспевающих в школе в 20-30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать — за счёт доходов от успешных работников
При этом Ярослав Кузьминов задаётся вопросом: «В каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают. Если у родителей есть деньги, то таким детям нанимают репетиторов. А если нет?»
Он нас подводит к выводу, что бедность порождает бедность. Если у семьи нет денег на репетиторов и дополнительное образование, а также времени и знаний, чтобы заниматься с детьми самостоятельно или мотивировать их к саморазвитию, то ребёнок во взрослой жизни не сможет вырваться из нищеты, потому что для этого нужны знания, образование и главное — желание постоянно учиться.
В статье «Стране не нужны блогеры» мы писали о том, что школьники хотят быть блогерами и честно заявляют об этом в сочинениях. То есть у них нет мотивации учиться, делать открытия, производить нечто полезное. Они хотят хороший телефон, забавного кота, славу и деньги.
Играет роль пример инфлюенсеров и бизнесменов, которые без образования добились успеха. Однако мало кто видит обратную сторону — Олег Тиньков не возьмёт на работу сотрудника с девятью классами. Кроме этого, рано или поздно успешный бизнесмен задумается об обучении, когда почувствует, что развитие остановилось.
В это же время глава Роструда Михаил Иванков отмечает, что блогеры России не нужны. По данным портала «Работа в России», стране не хватает станочников, инженеров, специалистов в сфере сельского хозяйства. Одним словом, людей рабочих специальностей.
Но, раз уж мы говорим о бедности и обеспеченности, отметим, что востребованные специальности не относятся к высокооплачиваемым. Много зарабатывают топ-менеджеры и квалифицированные специалисты узких специальностей.
Профессор Уральского федерального университета Гарольд Зборовский отмечает, что образовательная неуспешность в разных регионах страны неодинакова. В мегаполисах — ниже. В регионах — выше и может достигать 70% по одному классу.
«Полит.ру» цитирует профессора:
Главным фактором образовательной неуспешности становится отсутствие образовательной и достигательной мотивации у значительной части учащейся молодёжи, её массовое академическое мошенничество, а также неготовность к работе над собой, самообразованию, пониманию того, что образование — это труд
К этому Гарольд Зборовский добавляет, что ситуация усугубляется тем, что у государств нет интереса решать этот вопрос и не хватает финансирования.
Руководитель направления «Развитие на основе данных» Андрей Комиссаров называет истоком проблемы — специфику школьного образования:
Мир быстро меняется. Сегодня требуются творчество, инициатива, быстрое мышление, навыки работы с высокой неопределенностью, а в российской школе учат чётко следовать шаблонам и регламентам. Налицо явное несоответствие того, чему нас обучают в школе, тому, что мы должны уметь, чтобы быть успешными на рынке труда. В результате получается «выученная беспомощность» — мы ждём, что нам принесут новый шаблон или стандарт, а его не дают, отсюда неуспешность недавних выпускников
Ярослав Кузьминов тоже говорит о том, что «основа образовательной неуспешности, лежит глубже — в основе самой классно-урочной системы». В классе — более 30 детей. Часть не успевают понять объяснения учителя, часть — наоборот, слишком быстро соображают, поэтому скучают. В итоге учитель работает с «середнячками», а остальные «выпадают».
Итак, согласно исследованиям, взаимосвязь школьного образования и будущего заработка учеников есть. Качественное высшее образование — инвестиция в будущее. Но кроме диплома, который многие получают абы как, чтобы были корочки, должна быть мотивация к саморазвитию, системность мышления, гибкость и многие другие качества, которые тоже должны закладываться в школе, но система образования может дать шаблонное мышление и усреднённые знания.
Проблему денег тоже не надо исключать. Если родители могут оплачивать репетиторов, дополнительное образование, гимназию, дорогой ВУЗ и кормить студента 6 лет обучения, то шансы «выбиться в люди» у ребёнка будут выше, чем у детей многодетной матери-одиночки, которая работает 16 часов в день только чтобы одеть, накормить, заплатить за квартиру. Чтобы совсем расстроиться, вспомним, сколько в России бедных. Большая часть из них — семьи с детьми. Пособия выдаются на содержание детей дошкольного возраста. Школьники даже из очень бедных семей целиком остаются на попечении родителей.
Как это часто бывает, проблема системная — она кроется и в сфере образования, которая напрашивается на дофинансирование и реформу, и в социальном неравенстве общества, и в сознании самих людей (часто и родители не видят смысла вкладываться в серьёзное обучение ребёнка).