35,7 тысяч рублей – столько составил средний доход работающего россиянина в 2020 году. Эта цифра – «среднее по больнице»: один уже «холодеет» с доходом 5 тысяч, питаясь водой, а у другого «жар», так как он не знает, куда пристроить свои миллионы, чтобы не обесценились. Понятно, что по регионам зарплаты разные, от Орла с показателем около 17 тысяч до Ямало-Ненецкого округа со средней зарплатой порядка 70 тысяч. Но в разных регионах отличаются и цены: в Брянске поход за хлебом обойдётся в 30 рублей, в Архангельске – в 66. Поэтому основную проблему представляет расслоение внутри регионов, когда в одни и те же магазины ходят люди с разными возможностями: ситуация опасна вплоть до революций.
Международная аудиторско-консалтинговая сеть «FinExpertiza» провела исследование, чтобы выяснить, в каких регионах России расслоение наиболее заметно. Методика такова: всё население «выстроили» в порядке от самых низких до самых высоких ежемесячных денежных поступлений, поделили на 5 равных по численности групп, в каждой группе посчитали средний доход. Чтобы проанализировать неравенство, эксперты сравнивали средний доход пятой части самых бедных с доходом пятой части наиболее богатых.
Что объединяет эти регионы? Почти все они – лидеры по уровню доходов населения. Они являются локомотивами экономики, здесь есть важнейшие для страны производства консервов и добыча топлива. Только Свердловская область и Краснодарский край в этом рейтинге «середнячки», а в Адыгее доходы и вовсе низкие.
Выходит, где есть богатство, там сразу появляется и расслоение. Идею, что при росте доходов общества растёт и неравенство, поддерживают и эксперты: руководитель направления «Центра стратегических разработок» Виктория Павлюшина так высказалась о динамике ситуации за последние годы:
В России в период экономического роста в последние 20 лет наблюдалось незначительное увеличение неравенства по доходам. Во время спада же отмечалось его сокращение (отчасти из-за государственной поддержки бедных в период рецессии)
Другая причина расслоения – большое количество отраслей экономики с самыми разными зарплатами. Понятно, что нефтяники зарабатывают больше, чем доярки. Этим, например, объясняется неравенство в двух лидирующих в антирейтинге регионах: там развита и нефтегазовая добыча, и сельское хозяйство. На Чукотке ситуация ещё интереснее. В регионе сохраняются традиционные для коренных народов занятия – оленеводство и морской зверобойный промысел, и доходы в этих сферах, разумеется, в разы ниже, чем в добыче золота, угля, меди и олова, которая ведётся там же.
Таких мест в стране нет. Самый низкий показатель неравенства – в Карачаево-Черкесии, там заработки обеспеченных и малоимущих отличаются в 5,3 раза (37,1 тыс. против 7 тыс. рублей). В Костромской области (коэффициент 5,4 — 50,7 тыс. против 9,5 тыс. рублей) и Еврейской автономной области (тот же коэффициент, но выше доходы — 56,2 тыс. против 10,4 тыс. рублей) в плане расслоения ситуация тоже лучше, чем в целом по стране.
Понятно, что методика, при которой население поделили на 5 групп, даёт несколько сглаженные результаты. Если бы деление было хотя бы на 10 групп по 10%, картина бы отличалась. В общем доступе можно посмотреть официальные доходы чиновников и их семей, и, например, задекларированный заработок губернатора ЯНАО более 2 миллионов рублей в месяц резко превышает установленные исследованием 215,9 тысяч для самой богатой группы в регионе. Аналогично, наверняка есть и ямальцы, которые о среднем доходе беднейшей категории 21,2 тысячи рублей только мечтают.
Так что реальная картина неравенства куда серьёзнее, чем показано в исследовании.