Многолетняя борьба Минфина с госкомпаниями закончилась «пирровой победой» первого. Госкомпании обязали направлять на дивиденды, которые поступают в бюджет, не менее 50% чистой прибыли. Но без традиционной «лазейки» не обошлось.
Впервые об этой норме Минфин заговорил в далёком 2016 году. Летом того года ведомство подготовило необходимый проект распоряжения правительства. Но ни он, ни последующие документы так и не были приняты из-за давления госкомпаний, которые ссылались на то, что им нужны деньги на инвестиции. В результате федеральный бюджет недосчитывался десятков и сотен миллиардов рублей ежегодно.
Так, например, по итогам 2015 года ОАО «Транснефть» направило на дивиденды 12,8 млрд рублей, воспользовавшись разницей между стандартами отчётности. Но могла заплатить акционерам 71,7 млрд рублей. Тогда же этой уловкой воспользовалось ПАО «Газпром», перечислив в бюджет 175,2 млрд вместо 393,5 млрд рублей. За прошедшие годы накопилось множество таких «историй».
И вот наконец-то правительство утвердило распоряжение, а премьер-министр Михаил Мишустин поставил на нём свою размашистую подпись. Документ обязывает компании с государственным участием направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО). Впрочем, распоряжение оставило «лазейку» для некоторых госкомпаний: в отдельных случаях они смогут снизить долю прибыли, распределяемой по дивидендам. Так, компании оборонно-промышленного сектора получили возможность уменьшить её на сумму расходов, понесённых на перевооружение.
Как говорится в сообщении пресс-службы правительства:
Ожидается, что новый подход к расчёту выплат сделает более прогнозируемыми поступления в казну, повысит прозрачность дивидендной политики, а также позволит сбалансировать инвестиционную активность госкомпаний и их обязательства перед акционерами
Стоит отметить, что Минфин ежегодно, даже без распоряжения правительства, закладывал в бюджет поступление от госкомпаний из расчёта в 50% от чистой прибыли. Понятное дело, прогноз не сбывался. Хочется надеяться, что текущие оценки ведомства реализуются: 442,1 млрд рублей по итогам 2020 года, 754,3 млрд рублей по итогам 2021 года и 913,4 млрд рублей по итогам 2022 года.
Обыватели чаще всего считают, что в нашей стране после развала СССР нет государственных компаний. Поэтому они то и дело предлагают приватизировать, например, «Газпром» или «Роснефть». Между тем, в обеих компаниях доля государства превышает 50%. Более того, в России насчитывается почти 2 тысячи госкомпаний, которые занимают в экономике, по разным оценкам, от 45% до 70%. И она постоянно растёт, в основном за счёт санации проблемных банков и захвата новых сегментов со стороны госбанков (Сбербанк тому прекрасный пример).
Точной оценки государственной доли в экономике нет, потому что не могут подсчитать, сколько всего госкомпаний. В прошлом году Счётная палата обращала внимание на то, что Росимущество относит к госкомпаниям 1 651 предприятие, Росстат — 1 819. Если же исходить из Единого государственного реестра юридических лиц, то их всего 1 010.