Умение работать с информацией, стрессоустойчивость и знание иностранного языка — три главные компетенции, которые российские работодатели хотят видеть у своих сотрудников. Такие результаты показало исследование РЭУ им. Г.В. Плеханова «Какие специалисты нужны работодателю сегодня?». Редакция «Выберу.ру» изучила выводы экспертов ведущего экономического вуза России.
В исследовании приняло участие более 500 ведущих российских компаний. Среди них Росстат, IKEA, E&Y, Deloitte, ВТБ, Яндекс и многие другие. По итогам исследования составлен перечень наиболее востребованных на рынке труда компетенций, которые могут развивать у выпускников вузы.
На первых двух строчках наиболее высокооплачиваемых профессий, по версии исследования РЭУ им. Г.В. Плеханова, – программисты. На 230 тыс. рублей в месяц, например, могут рассчитывать разработчики программ на платформе IOS, на 210 тыс. – программисты 1С. С небольшим отставанием от них идут бизнес-аналитики (170 000 руб.), специалисты по информационной безопасности (160 000 руб.) и финансовые специалисты, работающие по международным стандартам финансовой отчетности — МСФО (140 000 руб.).
Одним из ключевых и объединяющих запросов работодателей из самых разных отраслей стал запрос на владение soft skills — «гибкими навыками». Они занимают 37% в перечне требований к молодым соискателям на рынке труда. Таким образом, современный вуз должен помогать выпускникам развивать универсальные компетенции «на опережение».
Важнейшее конкурентное преимущество выпускников — готовность адаптироваться к изменениям и решать новые задачи. Наш мир и образование стремительно развиваются. Цифровизация, создание сетевых сообществ и многие другие факторы в корне меняют принципы работы – это, например, переход от конкуренции к кооперации, к «разумному» и разделенному использованию ресурсов. Вот почему владение soft skills становится сквозным требованием во всех профессиях, а запрос на них распространился и на области, где исторически это не считалось важным, — комментирует исследование ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов.
По результатам исследования эксперты РЭУ определили 223 компетенций и 18 профессий, востребованных среди российских работодателей. В первой десятке компетенций: умение работать с информацией (54%), стрессоустойчивость (52%), знание иностранного языка (46%), навыки самоорганизации (37%) и навыки презентации и визуализации (35%), коммуникативные навыки (32%), лидерские качества (32%), креативные навыки (26%), знание нормативно-правовой базы (23%), навыки аналитики массивов данных (20%).
К примеру, экономист, претендующий на зарплату 50-60 тыс. рублей должен обладать такими «жесткими навыками» как уверенное пользование «1С», знание основ бухгалтерского и налогового учета, экономического анализа и законодательства. Среди «гибких навыков»: умение делать презентации и визуализировать информацию, самоорганизация, стрессоустойчивость и способность работать в команде.
Проведенный в рамках исследования анализ резюме соискателей показал, что современные выпускники пытаются быть в тренде — порядка 20-30% готовы не только к изменениям в своей профессии, но и к переезду для выполнения трудовых задач.
При поступлении в вуз абитуриенты совершенно справедливо рассчитывают не просто получить знания, но «навигацию» по ожиданиям работодателя и тому, как этим ожиданиям соответствовать. Работодатель также стремится найти думающего, гибкого, и умеющего подстраиваться под изменчивый мир специалиста, что подтверждает высокий запрос (более трети в списке требований к соискателю) на «гибкие навыки». В сфере «Математика и IT» – это 34%, «Экономика и финансы» – 36%, «Менеджмент и маркетинг» – 40%, Общество и политика» – 42%.
«Сегодня рынку нужен не просто финансист, а, например, финансовый специалист с юридическим образованием, если речь идет об оптимизации пенсионных вкладов. Или не просто маркетолог, а специалист по конкретному направлению экономики, например, энергетике. Границы специальностей размываются. Сегодня представителям так называемых «точных» профессий стали больше необходимы навыки soft skills и сетевого менеджмента, а гуманитарных направлений — умение работать с данными и т. д. Именно поэтому во время обучения огромное значение имеет междисциплинарное взаимопроникновение компетенций», — подчеркивает Иван Лобанов.
По мнению ректора РЭУ, основной задачей университета на сегодняшний день является подготовка студента не только к эффективной, продуктивной работе, но в целом к стилю жизни в меняющемся мире.
«Реагируя на запросы времени, обучающие программы будут актуализироваться. Поэтому своей главной миссией мы видим именно научить студентов учиться. Впитывать и критически оценивать информацию, черпать знания из нестандартных ситуаций, творчески осмысливать поступающие задачи в любой области и практически применять их в выбранной профессии», – отмечает Иван Лобанов.
Фото. Пресс-служба РЭУ им. Г.В. Плеханова