Центробанк планирует осенью продвинуть в Госдуму закон, по которому банки будут обязаны отвечать на претензии клиентов. На сегодняшний день такого обязательства у них нет, и граждане не всегда могут добиться своего: людям приходится жаловаться в контролирующие органы или просто «изливать душу» на порталах с отзывами о кредитных учреждениях. Речь об инициативе заходит не в первый раз: будет ли она успешной теперь и что делать, если нет?
Многие банки имеют формы обратной связи на своих сайтах и в приложениях, пожаловаться можно и на горячих линиях, и в офисах. Однако ответы приходят не всегда, а всё дело в том, что нет такого закона, по которому кредитные учреждения обязаны реагировать на обращения. Руководитель службы по защите прав потребителей Центробанка Михаил Мамута отмечает, что всё зависит от банка и его внутренних правил: одни банки отвечают, другие — нет. Получается, что у человека не реализуется одна из главных потребностей в сфере защиты прав — право быть услышанным. Михаил Мамута говорит:
Вот этот законопроект мы планируем, надеемся в осеннюю сессию двигать дальше наряду со многими другими важными инициативами
Примечательно, что осенью 2020 года идея такого закона уже возникала в Центробанке. Однако что-то пошло не так: вероятно, кредитным учреждениям мысль не понравилась, и переход от слов к делу удалось отложить.
Если жалоба на сайте, в приложении, на горячей линии и в самом банке не возымела действия, то можно пойти дальше. Вариантов не так много, но есть шанс выбрать подходящий в зависимости от цели.
Наконец, если вы уверены в своей правоте, ничто не мешает вам обратиться в суд. Есть и самый простой вариант — оставить отзыв на профильных сайтах: многие банки следят за своей репутацией, и, испортив её таким образом, в какой-то степени вы сможете отомстить нарушителю ваших прав или спокойствия. Правда, ваша ситуация в этом случае вряд ли изменится.