Есть ли место малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям на рынке доставки еды? Спасибо за интересный вопрос. Если вы думаете, что сфера жёстко контролируется несколькими гигантами, то глубоко ошибаетесь. Места для новичков с минимальным капиталом сколько угодно.
Велосипедисты с коробами за спиной бывают разные – жёлтые, зелёные, красные… Лично я их всех люто ненавижу за наглую езду по тротуарам и ногам прохожих. Тем не менее, это уже мощный бизнес.
Компания Data Insight провела масштабное исследование интернет-магазинов и сервисов, специализирующихся на продаже и доставке продуктов питания: от шаурмы до фуа-гра. Для общей грамотности: специалисты называют этот рынок eGrocery. Исследование учли все дистанционные заказы, размещенные через сайт или приложение интернет-магазина.
И выяснилось, что в мае россияне заказывали «вкусняшки» домой, на работу или «на природу» 18,1 миллиона раз. «Это на 5% или 900 тыс. заказов больше, чем в апреле 2021 года, и в 3,4 раза больше, чем в мае 2020 года, – подчёркивается в исследовании. – За один май выполнено больше заказов, чем суммарно за 12 месяцев с мая 2019 по апрель 2020 года».
Проще говоря, сфера услуг, получив «карантинный допинг», продолжает расти бешеными темпами.
Лидерами выступают четыре бренда: Самокат, Яндекс.Лавка, ВкусВилл и Сбермаркет. За май эти ребята собрали с покупателей 26 млрд рублей. Однако, в спину дышат конкуренты. «По сравнению с апрелем, в мае быстрее всего количество онлайн-заказов росло у Самоката и Ozon Express, а если взять и менее крупные проекты – то у Азбуки Вкуса, Спара и Магнита», – отмечают авторы исследования.
К сегодняшнему дню 94% онлайн-заказов и 86% объёма онлайн-продаж «держат» 12 крупных игроков. Причем 7 проектов из этой дюжины стартовали год-два назад. Это ВкусВилл, экспресс-доставки Пятерочки и Перекрестка, Лента Онлайн, Ozon Express, eGrocery-сервисы Яндекс.Еды и Delivery Club.
Но это не значит, что трудолюбивым россиянам с большими амбициями и небольшими деньгами там нет места.
В общем, рынок eGrocery очень молод и динамичен. По прогнозу Data Insight, в целом за этот год россияне закажут еду 250 миллионов раз на 335 млрд рублей. Для сравнения – это всего в 6 раз меньше, чем сумма, полученная от покупателей квартир и которую сегодня российские банки держат на эскроу-счетах.
Доля онлайн-продаж по итогам 2021 года достигнет 1,9% от всех российских розничных продаж продовольственных товаров (включая табак и алкоголь)», – заключают авторы исследования