Миф о том, что признать себя банкротом — это лёгкий способ списать долги, развенчан. Это показал случай жителя Екатеринбурга, у которого забрали единственное жильё. Здесь решающую роль сыграла «масштабность» квартиры. Но это только первая «ласточка», за которой устремится целая стая.
В конце июня двухуровневая пятикомнатная квартира Аркадия Поторочина, признанного банкротом, была продана за 8,25 млн рублей. Это было единственное жильё должника. Поэтому кредиторы, чтобы совсем не оставлять его без крыши над головой (запрещено законом), предоставили «несостоятельному» гражданину квартиру площадью 31,7 квадратных метра. Таким образом, жилплощадь должника уменьшилась почти в пять раз. Площадь проданной пятикомнатной квартиры составляла 147,3 квадратных метра.
Поторочин пытался оспорить действия кредиторов в суде, но потерпел неудачу. Суды посчитали, что предоставленная ему квартира достаточна для удовлетворения потребности в жилище.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты утверждают, что это первый известный случай продажи единственного жилья гражданина, признанного банкротом. Партнёр юридической фирмы «Степачков и Сурчаков» Никита Степачков считает, что таким способом суды решили изменить законодательство, отказавшись от «неоправданно высокой защиты» должников.
Так, в конце апреля текущего года Верховный суд разрешил продавать единственное жильё банкротов, если оно превышает социальную норму (10 квадратных метров на человека). Но взамен, конечно, нужно предоставить квартиру или дом площадью, достаточной для проживания.
Случай с жителем Екатеринбурга касается не только тех, у кого есть роскошное жильё непомерных размеров, а всех, кто захочет избавиться от долгов, признав себя банкротом. Конечно, бывают случаи, когда жильё находится в рамках социальной нормы, но куда чаще бывает, что площадь квартиры превышает её и намного. Поэтому теперь, прежде чем подавать заявление о собственном банкротстве, стоит проверить, насколько единственная квартира или дом превышают установленную законом достаточную жилплощадь.
Всё потому, что юристы уверены: замена жилья при банкротстве будет случаться чаще. Более того, они не исключают, что теперь многие россияне, особенно состоятельные, будут записывать квартиры на несовершеннолетних детей и бывших супругов.