С бесплатным медицинским обслуживанием всегда были проблемы, но в эпоху коронавируса они стали особенно острыми. Тех, кому не повезло заболеть, ждут увлекательные квесты. Можно, например, просидеть в очереди 5 часов среди кашляющих. Или, не дозвонившись до скорой помощи, уехать в больницу на такси, где уже сотни таких же несчастных. А ведь эта медицина бесплатна лишь условно, на самом деле все мучения пациентов и врачей оплачиваются по полису обязательного медицинского страхования (ОМС). И часть средств распределяется случайным образом, кому как повезёт.
В государственные медучреждения стекается целых три основных финансовых потока. Первый и главный из них — это по полисам пациентов. Где есть полисы, там есть страховые случаи. Каждый наш «бесплатный» визит в поликлинику является таковым. Медучреждения направляют счета в страховые компании, и те оплачивают уже выполненное обслуживание пациентов. На следующий месяц больницы могут получить аванс до 25% от суммы, полученной в прошедшем месяце.
Второй денежный поток поступает в рамках так называемого нормированного страхового запаса (НСЗ). Если медучреждению требуется купить новое оборудование или отправить персонал на учёбу, то оно может добиться финансирования в рамках НСЗ: заключить соглашение с территориальным фондом медицинского страхования и получить нужную сумму на эти цели.
А вот третий денежный поток — самый интересный. Он идёт от регионального фонда медицинского страхования. Средств в нём иногда не слишком много, и их распределяют без конкретных законодательных критериев, по собственному усмотрению и на удачу. Зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко отмечает:
Законодательство в сфере ОМС не содержит положений, обязывающих регион утверждать обязательные для своей территориальной комиссии объективные критерии распределения объёмов оказания медпомощи в рамках ОМС
Федеральный фонд ОМС решил разобраться с этой несправедливостью. Он подготовил проект, в котором прописал критерии распределения финансирования между медучреждениями. В такие критерии вошли:
Специальные комиссии оценят эти и другие критерии по 10-балльной шкале и распределят финансирование пропорционально сумме баллов. Если наличие электронной записи или оборудования легко проверить, то как будут обстоять дела с оценкой удовлетворённости пациентов, пока непонятно: видимо, появятся некие системы сбора обратной связи.
Татьяна Кусайко считает, что такие критерии создадут конкуренцию между медучреждениями и смогут замотивировать их работать более качественно. Отмечается, что если конкуренции нет и учреждение в своём роде единственное в регионе, например, перинатальный центр, то критерии к нему применяться не будут. Они нужны для распределения бюджета между равнозначными больницами.
Впрочем, ситуация улучшится только в том случае, если медучреждениям есть, за что бороться. Если же в региональном фонде мало денег, а такое бывает, то игра может не стоить свеч: поликлиники не будут пытаться получить эти дополнительные копейки. Так что распределение по справедливости — это хорошо, но финансирование медицины — ещё лучше.