Пока малый и средний бизнес страдают от коронавирусных ограничений, а у сырьевого то и дело отбирают сверхприбыли, банки зарабатывают сотни миллиардов. И, самое главное, они не спешат делиться доходами с реальной экономикой. На что идут заработанными ими деньги?
Основная задача кредитных организаций — финансирование граждан и бизнеса. Банки неплохо справляются с выдачей розничных займов, а вот кредитовать компании, особенно небольшие, не любят. Даже качественным заёмщикам предлагают ссуды под высокие проценты, не считая дополнительных услуг.
Как рассказал радио Business FM глава компании «Леопарк» Роман Баулин, один из банков предложил ему кредит под 11% годовых. А ведь компании нужны были деньги, чтобы выполнить государственный заказ. То есть это чуть ли не высшего качества заёмщик. Ставка высока сама по себе (ключевая в два раза ниже). Но в итоге она будет ещё выше, если учесть псевдообязательные дополнительные услуги, которые банки «пришивают» к кредитам. Более того, Баулин добавил, что ему приходилось платить даже за проверку самого себя.
Например, в некоторых банках я сталкивался с тем, что за полноценную проверку меня я же ещё должен заплатить денежку
В итоге кредитование малого и среднего бизнеса из года в год «хромает». 2020 год стал исключением, но только благодаря государственным программам и пандемии. Бизнесмены были вынуждены обращаться за льготными кредитами, к которым кредитные организации «навесили» дополнительные услуги, о чём мы писали ранее.
Несмотря на то, что банки не до конца выполняют свои задачи, они зарабатывают рекордные прибыли. Так, Сбербанк за полгода заработал 594,8 млрд рублей, все банки в совокупности за пять месяцев — почти 1 трлн рублей. В связи с чем Центробанк повысил прогноз годовой прибыли до 2 трлн рублей.
В основном столь высокий финансовый результат объясняется сокращением расходов на резервы по кредитам — на 54%, до 148 млрд рублей. Также вырос процентный и комиссионный доход. Этому способствовали ипотека и переводы.
При этом, вместо того, чтобы вкладывать прибыль в реальный сектор, то есть увеличивать кредитование компаний, банки предпочитают финансировать свои непрофильные активы, например экосистемы. Такое поведение кредитных организаций уже вызвало недовольство ЦБ, который решил, что банки должны оплатить инвестиции в экосистемы капиталом.
И самое интересное то, что банковская прибыль, какой бы рекордной она не была, не приводит к тому, что власти требуют поделиться ею с бюджетом, как это бывает в других секторах экономики, за счёт повышения налогов. Так что налогообложение банков — ещё один предмет зависти для остального бизнеса. Как писали ранее «Ведомости», ставка налога для Сбербанка по итогам первого квартала 2021 года составила всего-навсего 8%.