Многие знают, что в российском законодательстве есть некий срок, по истечении которого уже можно не платить по долгам. На деле же не всё так просто — даже суды, принимая решение по спорам о сроке исковой давности, выносят ошибочное решение. Верховный суд в очередной раз напомнил, как правильно исчислять срок исковой давности. Проще говоря, когда можно распрощаться с долгом по кредиту.
История началась в 2013 году, когда гражданин А взял в «Пробизнесбанке» кредит в 50 000 рублей под 0,15% ежедневно (примерно 54,75% годовых) на 3 года. Срок уплаты — до 25 числа каждого месяца. Спустя 6 месяцев заёмщик перестал платить по кредиту, а в 2015 году всё-таки перевёл один платёж.
В этом же 2015 году «Пробизнесбанк» обанкротился. В 2018 конкурсный управляющий банка в лице Агентства по страхованию вкладов напомнил должнику, что надо платить по обязательствам, но гражданин А не отреагировал, поэтому АСВ в августе 2018 года обратилось в суд с требованием взыскать долг.
Мировой судья вынес приказ, но должник его отменил, поэтому АСВ подало иск в Городецкий городской суд Нижегородской области. Ответчик настаивал, что срок исковой давности пропущен. Как пояснил гражданин А, последний платёж был в июне 2015, соответственно, срок исковой давности истёк в июне 2018, а иск в Мировой суд был подан в августе 2018.
У суда были другие расчёты и другие доказательства. Последний платёж был переведён не в июне 2015, а в июле. Следующий платёж наступал 25 августа. Значит, отсчёт надо вести с этой даты.
Кроме этого, после отмены судебного приказа до окончания срока исковой давности осталось менее полугода. По закону этот срок продлевается до 6 месяцев. По всему выходит, что истец обратился в суд вовремя.
Апелляция и кассация оставили решение суда первой инстанции без изменений. Последней надеждой ответчика стал Верховный суд.
Судьи постановили, что по долгам, которые оплачиваются частями (как это происходит с кредитом), срок исковой давности рассчитывается по каждому платежу в отдельности.
Если должник оплатил часть долга, это означает, что он его признал, и срок исковой давности начинается отсчитываться по-новому. Мы видим, как это происходит на практике — фигурант описанного судебного разбирательства не платил кредит с 2013 года, но из-за платежа, сделанного в 2015 году, срок исковой давности суды начали отсчитывать с новой даты.
Верховный суд уже разъяснял этот момент в постановлении Пленума ВС от 29 сентября 2015 года № 43.
В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по
частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия,
свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа),
такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока
исковой давности по другим частям (платежам).
Ошибка судов нижестоящих инстанций в том, что они «обнулили» срок исковой давности по всему долгу в целом, а должны были — только по одной его части, которую должник признал, совершив платёж. Таким образом должник скостил большую часть долга, в которую входит не только сам кредит и проценты по нему, но и штрафные санкции.
Правило распространяется на все периодические платежи, например, по ЖКХ, а не только кредитные.