У производителей соли возникли проблемы с транспортировкой продукции со складов: для этого не хватает железнодорожных вагонов, а цены первозок выросли почти в полтора раза. Некоторые уже переходят на автотранспорт, но он ещё дороже. А поскольку перемещение соли по стране составляет значительную часть её конечной цены, то платить за «такси» будут россияне. «Соль стоит копейки, можно хоть вдвое дороже купить», — отмахнутся некоторые хозяйки. А зря: соль входит в состав всех полуфабрикатов, производители закупают её в промышленном масштабе и быстро заставят потребителя оплатить удорожание.
Проблемы начались с того, что в 2019–2020 годах в стране снизилась потребность в угле, и объёмы его перевозки сократились. Железнодорожники отправили вагоны в отстой и перестали их обслуживать. Но во втором квартале 2021 года экономика стала восстанавливаться, погрузка угля, щебня и стройматериалов увеличилась. И, хотя объёмы не дошли ещё даже до уровня 2019 года, возник дефицит вагонов.
Один из производителей соли, оренбургская компания «Руссоль», утверждает, что для отгрузки продукции со складов в месяц ему необходимо 4,5 тысяч полувагонов, а транспортные операторы готовы предоставить не более 2,5 тысяч. Представитель поделился с газетой «Коммерсантъ» своими проблемами:
Сорваны графики поставок промышленным предприятиям, на объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры. Дальнейшее неудовлетворение потребности различных отраслей может привести к сокращению запасов соли до критического уровня
Между тем, межотраслевое объединение «Руспродсоюз» считает, что такая ситуация — спланированная акция по увеличению доходности бизнеса, выгодная транспортникам. Грузоперевозки вообще критически важная вещь: когда с ними начинаются проблемы, убытки может начать считать весь мир, да и дефицит не заставляет себя долго ждать. Поэтому с транспортниками и их условиями приходится мириться. Для стабилизации обстановки «Руспродсоюз» обратился к министру транспорта Виталию Савельеву.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта пообещали в ближайшее время вернуть до 20 тысяч вагонов в работу. К тому же, там отметили, что избежать проблем можно было элементарно: стоило лишь заключить долгосрочные договоры с перевозчиками.
В общем, и россиянам, и даже Центробанку, который всё прогнозирует дефляцию в ближайшее время, остаётся надеяться на восстановление железнодорожных перевозок соли. Иначе цены продуктов опять поползут вверх.