С 22 августа полис ОСАГО можно получить без прохождения техосмотра, даже если машине более 4 лет. Однако сенаторы настаивают: техосмотр обязателен, и за его отсутствие надо штрафовать, причём не с 1 марта 2022 года, как предполагалось ранее, а уже с 1 октября текущего года.
Систему техосмотра пытаются изменить уже давно. Все борются с тем, что автомобилисты проходят его лишь формально. Уж ввели новые правила, чтобы машину фотографировали, а не рассылали диагностические карты по интернету. Затем и вовсе решили, что для ОСАГО техосмотр не нужен. Правда, с 1 марта всё-таки предполагалось штрафовать тех, у кого нет диагностической карты: проехал под камерой — плати 2 тысячи рублей. Но споры продолжаются.
В ГИБДД считают, что обязательный техосмотр никому не нужен. Инспекция предлагает сделать «медосмотр» машины добровольным делом и поощрять тех, кто оформил диагностическую карту, скидками на автострахование и транспортный налог. Такая идея уже направлена на рассмотрение в правительство.
Страховщики предложение не поддерживают, поскольку сложно учесть, насколько состояние машины влияет на аварийность. Денис Макаров, директор департамента обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование», поясняет:
Для формирования статистики влияния фактора неисправности ТС необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой (в том числе) получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью ТС (любого из участников) и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель для тарификации фактора
Поскольку по мнению эксперта это сделать невозможно ни технически, ни экономически, и даже нет расчётной доли ДТП, произошедших по причине неисправности ТС, то введение подобных скидок пока остаётся фантастикой.
Вице-премьер Марат Хуснуллин обещал в ближайшее время принять окончательное решение (его слова приводит «Коммерсант»):
Сегодня техосмотр у всех вызывает вопросы. Мы все понимаем, что техосмотр все покупают и реально туда никто не ездит. Но это не такое простое решение — отменил, и всё. Мы сейчас комплексно все это оценим и примем решение. То, что сделаем ситуацию лучше,— в этом я убеждён
В Совете федерации улучшить ситуацию хотят не отменой ТО, а его ужесточением. Там недовольны тем, что с августа до марта россияне смогут безнаказанно разъезжать на разваливающихся автомобилях. Совфед считает, что нужно, во-первых, окончательно победить заочную выдачу диагностических карт: это должна быть не просто бумажка, которую можно купить где угодно, а реальный документ, который говорит правду о состоянии машины. Фотографирование для этого уже введено, теперь нужно и вовсе искоренить предложения о дистанционном техосмотре. Таких в Сети на сегодня хоть пруд пруди, и Совфед предлагает отключать нарушителей от Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Операторы будут бояться этой меры, ведь она не даст им зарабатывать деньги, и перестанут проводить техосмотр онлайн.
Во-вторых, нужно обязать водителей проходить этот новый честный техосмотр. Диагностические карты уже стали электронными, поэтому как только дорожные камеры заметят транспорт, не съездивший на ТО, хозяину придёт штраф — 2000 рублей. Катаешься под камерой каждый день — штраф тоже платишь каждый день. Несмотря на такие технологии, карту придётся ещё и возить с собой, ведь её сможет потребовать любой гаишник на дороге. Нет карты — опять штраф, правда, уже 500 рублей. Обе эти меры Совфеду не терпится ввести уже с 1 октября 2021 года. Как избежать при этом двойного наказания за одно и то же нарушение, пока остаётся секретом.
Глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов с предложениями Совфеда полностью согласен:
Решение благотворно скажется на техсостоянии транспортных средств, статистике ДТП по причине неисправности автомобилей и сохранит отрасль техосмотра
Впрочем, было бы странно, если бы операторы техосмотра считали иначе: если водители будут полгода кататься без диагностических карт, бизнес понесёт убытки.
Одним словом, споры вокруг техосмотра продолжаются, и все внесённые изменения в закон снова оказались неокончательными. Автомобилисту остаётся лишь держать руку на пульсе, контролируя законы, чтобы не получить внезапный штраф с камеры, под которой он тихо плёлся за троллейбусом.