Пенсионное законодательство предполагает доплату к пенсии, если один супруг получает пенсию больше, чем второй, и семья фактически живёт на его деньги. В 2021 году можно дополнительно получать примерно 2 000 рублей на содержание менее обеспеченного супруга.
Фиксированная выплата в 2021 году — 6 044 рубля. Доплата за содержание иждивенца составит 2 014 рублей. У инвалидов и пенсионеров фиксированная часть пенсии выше, значит, и прибавка будет больше.
Чтобы ПФР назначил доплату, должны соблюдаться два обстоятельства:
На первый взгляд всё просто. Если у жены пенсия 9 000, а у мужа — 20 000 рублей, то можно идти в ПФР с заявлением о назначении доплаты, ведь при такой большой разнице в доходах очевидно, что семья живёт преимущественно на пенсию мужа.
Но то, что очевидно для нас, не очевидно для Пенсионного фонда, потому что он руководствуется не логикой или жизненным опытом, а положениями нормативно-правовых актов. В законе нет однозначных критериев определения иждивения, поэтому возникают сложности — ПФР может трактовать понятие как удобно.
Но по закону пенсия неработающего пенсионера не может быть меньше прожиточного минимума, поэтому на федеральном и региональном уровне установлены доплаты.
Проще говоря, благодаря социальным доплатам пенсия всегда достигает прожиточного минимума. Значит, пенсионера не могут признать иждивенцем только на основании разницы в доходах. Соответственно, в доплате за содержание супруга откажут.
У пенсионеров есть право пойти в суд ради признания одного из супругов иждивенцем. Но и тут не всё гладко. Суды часто встают на сторону ПФР, соглашаясь с тем, что пенсия выше прожиточного минимума может быть источником существования, и содержание в данном случае не требуется.
Например, в Алтайском крае женщина через суд пыталась доказать, что находилась на иждивении супруга. Она ссылалась на большую разницу в пенсиях. Женщина получала 9 000 рублей, а её муж — 19 000 рублей. Суд отказал в удовлетворении иска, заявив, что истец не представил достаточно доказательств того, что находился на иждивении. Пенсия женщины была выше прожиточного минимума, поэтому суд посчитал, что она может себя обеспечивать.
Подобные решения выносятся по всей стране. Обоснования — как под копирку. Суд не убеждает даже факт уплаты супружеских алиментов, что уже доказывает нуждаемость.
Верховный суд не поддерживает позицию судов низшей инстанции, говоря, что в рассматриваемых делах не учитывались нормы семейного права.
ВС сформировал такие позиции по вопросу определения иждивенства:
Получается, что в суде надо доказывать, что доход кормильца (супруга с большим доходом) — основное средство существования и без него невозможно обеспечивать семью всем необходимым.
Например, доход жены — 9 000 рублей, а мужа — 19 000 рублей. Супруга оплачивает квартплату 3 000 рублей, покупает лекарства на 3 000 рублей и вносит платёж по кредиту 2 000 рублей. Получается, что её обеспечивает муж, и без его помощи жена не справится, не смотря на то, что её доход равен прожиточному минимуму.
Споры о признании иждивенцем возникают не только при назначении ежемесячной доплаты, но и при получении пенсии по потере кормильца, что в народе называется «перейти на пенсию умершего супруга». Суть конфликта одна — ПФР и суды отказываются признавать иждивенцем пенсионера с выплатами выше прожиточного минимума, а ВС заставляет низшие инстанции пересматривать дела с учётом норм семейного законодательства.
Делаем два вывода — грустный и не очень: