Центробанк придумал, как бороться с обманом в банках. Если кредитная организация будет уличена в продаже, например, инвестиционного страхования жизни под видом вклада, то ей придётся выкупить страховку у клиента. Об этом и других способах борьбы с этой проблемой рассказал первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов.
На онлайн-конференции по инвестициям, отвечая на вопрос, как бороться с обманом на финансовом рынке, который чаще всего происходит в банках, Швецов заявил:
Одна из самых эффективных мер — это заставить банк, который продавал продукт, принёсший убыток клиентам, с мисселингом, выкупить обратно финансовый продукт. Там есть ещё ряд других инструментов, более мягких, но вот этот самый сильный, который должен фактически заставить банки опасаться мисселинга
С этого момента клиенты, которых обманули в банке и вместо открытия вклада навязали полис инвестиционного страхования жизни, смогут потребовать выкупить у них «бумажку» по той же цене или компенсировать причинённые убытки.
Есть сомнения, что кредитные организации начнут возвращать людям деньги. Так что, скорее всего, чтобы добиться справедливости, придётся писать жалобу в ЦБ.
ЦБ работает и над иными способами борьбы с этой проблемой. Как рассказал Швецов:
В качестве базовых инструментов, которые мы сейчас внедряем, — это корпоративное управление, то есть ответственность члена правления за неправильные продажи, и подготовка персонала, который непосредственно ведёт взаимодействие с потребителем. Иногда сотрудники банков совершают мисселинг, потому что сами не понимают продукт. Тоже вот удивительная вещь
Сложно, конечно, представить, что банковские сотрудники заблуждаются относительно того, что продают клиентам. Скорее, они делают осознанно, поскольку от продаж зависит их уровень зарплаты. Так что подготовка персонала здесь вряд ли чем поможет.
Зато персональная ответственность руководства за мисселинг — вполне вероятно. Не каждый руководитель захочет рисковать собственным кошельком, чтобы заработать для банка больше денег.
Первый зампред ЦБ добавил:
Также банки разработали кодекс противодействия мисселингу и внедряют этические нормы, что тоже поможет относиться к клиенту уважительно и действовать, действительно, в его интересах
Поэтому Швецов надеется, что «мы в ближайшее время попрощаемся с этой проблемой на уровне легально работающих финансовых институтов, прежде всего банков».
Насколько оправдаются его надежды — покажет время. А пока вся эта полномасштабная борьба с мисселингом формируется, остаётся, приходя в банки, притворяться глухими, чтобы не слышать о «выгодных» персональных предложениях, и держать ухо востро, подписывая документы, чтобы вдруг не оказаться случайно инвестором.