С тех пор, как в марте 2020 года российским вкладчикам объявили о замене полузабытого и фактически не применявшегося уже несколько лет налога на депозитный доход его новой версией, об этом налоге было написано и сказано очень много. Однако считать тему закрытой ещё рано – как минимум потому, что на практике налог, который будет начисляться через несколько месяцев, может оказаться немного не таким, каким он сейчас прописан в Налоговом кодексе. Вероятно, некоторые вкладчики смогут избежать отчисления 13% своего дохода в казну. Кто же именно?
Принятая в 2020 году и действующая на данный момент версия налога на депозитный доход подразумевает, что налог должен начисляться и уплачиваться по факту получения этого самого депозитного дохода и за тот налоговый период (проще говоря – календарный год), когда он получен. Однако такая модель не учитывает всего разнообразия депозитного ассортимента. С вкладами, где проценты выплачиваются ежедневно, раз в месяц или раз в квартал, проблем не возникает, но есть ведь и долгосрочные вклады (свыше года), проценты по которым выдаются единоразово в конце срока. В этом случае проценты, начисленные за два-три года, а то и за пять лет, законодательство рассматривает как доход одного года! И получается, что под налог, изначально ориентированный на вклады свыше миллиона рублей, попадают относительно небольшие сбережения — размером в 200-300 тысяч рублей, а то и меньше. Ещё более странным всё становится, если учесть, что налог будет взиматься с дохода, начисленного за годы, когда этот самый налог не то, что ещё не действовал, но даже не был придуман!
Поясним на примере. В марте 2018 года (за два года до «реформы» налога на депозитный доход) вкладчик положил 300 тысяч рублей под 8% годовых на три года с выплатой процентов в конце срока. В марте 2021 года он получил 72 тысячи рублей дохода. Необлагаемая налогом планка для 2021 года – 42500 рублей, следовательно, наш небогатый вкладчик под налог попадает, и по действующему законодательству ему придётся отдать государству (72000 – 42500) * 13% = 3835 рублей.
Очевидная несправедливость такого подхода была признана Центробанком и Минфином. Ещё в октябре 2020 года первый зампред Банка России Сергей Швецов упомянул, что в Налоговый кодекс будут внесены поправки. В мае 2021 года он подтвердил это, добавив, что разногласий по данному вопросу у ЦБ и Минфина нет, а соответствующий законопроект появится в Государственной думе в осеннюю сессию. Если он будет принят до конца 2021 года, налог за этот год будет рассчитываться уже с учётом поправок.
К слову, если налог «привяжут» к начислению, а не фактическому получению процентов, «обиженными» могут оказаться те, кто пытался схитрить, открывая в конце 2020 года вклады с выплатой процентов в начале срока (тогда этот редкий тип вкладов оказался на пике популярности). Впрочем, утверждать это наверняка нельзя, пока не опубликован столь долго разрабатываемый текст поправок.
А пока Центробанк и Минфин собираются вносить налоговые поправки на рассмотрение Госдумы, депутаты сами разработали другой законопроект, освобождающий от налога на депозитный доход пенсионеров. Правда, далеко не всех. Пенсионер должен быть неработающим (а это уже исключает каждого пятого из них), и все его вклады в сумме должны давать доход, не превышающий прожиточный минимум.
В реалиях 2021 года, когда прожиточный минимум пенсионера составляет 10022 рубля в месяц, это означало бы освобождение от налога депозитного дохода до 120264 рублей в год. При ставке по вкладу в 6% годовых такой доход можно получить с 2 млн рублей, при ставке в 4% – с 3 млн. По действующему законодательству с годового депозитного дохода в 120 тысяч рублей придётся заплатить в казну более 10 тысяч – вот эти деньги и предлагалось сэкономить пенсионерам.
Однако, в отличие от вкладчиков с выплатой процентов в конце срока, пенсионеры, имеющие на счету 2-3 миллиона, вряд ли дождутся налоговых послаблений. Законопроект не был допущен до рассмотрения Госдумой из-за отсутствия заключения правительства (это обязательное условие для инициатив, касающихся налогообложения). А поскольку правительство пока что не проявляло намерения освободить от налога на депозитный доход пенсионеров или какую-либо ещё категорию граждан, рассчитывать на положительное заключение тут не стоит.
Для полноты картины стоит упомянуть инициативу самих банкиров, обеспокоенных оттоком денег со вкладов. В апреле 2021 года Ассоциаиция банков России обратилась к регулятору с предложением существенно повысить необлагаемую НДФЛ планку депозитного дохода. По мнению банкиров, её следовало бы рассчитывать как ключевую ставку, умноженную на 3 млн рублей (сейчас – ключевая ставка, умноженная на 1 млн рублей). Официальной реакции Центробанка не последовало (по крайней мере, публично), однако рассчитывать на столь серьёзный пересмотр только что введённого налога определённо не приходится.
Таким образом, единственная категория вкладчиков, для которой что-то ещё может измениться – это владельцы долгосрочных депозитов с нестандартной выплатой процентов. Что же, порадуемся хотя бы за них!