В начале 2022 года будет запущен проект «Налоговый потенциал». Он посчитает, сколько налогов в региональный бюджет должно поступить с каждого плательщика. Что будет с теми, кто заплатит в казну меньше, чем рассчитывала налоговая служба?
Проект коснётся самозанятых, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от системы налогообложения, сферы и величины. Федеральная налоговая служба (ФНС) проанализирует финансовое состояние и бизнес всех этих налогоплательщиков более чем по 50 показателям.
Автоматизированная система отследит отклонения уровня рентабельности, налоговой нагрузки, зарплат в организации от средней по региону и сделает выводы о том, сколько налогов поступит в бюджет региона от каждого юрлица или самозанятого.
Что будет, если в итоге плательщик принесёт казне меньше налогов, чем рассчитала система? Федеральный чиновник в интервью газете «Ведомости» объясняет:
Эти отклонения не говорят о том, что организации однозначно находятся в зоне риска, применяют незаконные схемы минимизации налогов, недоплачивают налоги в бюджет
Однако ФНС всё-таки «возьмёт на карандаш» такие компании и самозанятых: внимание к ним будет повышенное.
Сейчас региональные министерства экономразвития регулярно составляют социально-экономический прогноз, на основе него и планируют бюджет. Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Осмоловская-Суслина говорит о недостатках такой системы:
Официальные прогнозы не всегда точны, а иногда ещё и не вполне адекватны реальной ситуации – часто содержат не столько реально ожидаемые, сколько желаемые или целевые показатели
В итоге из-за того, что прогнозы слишком оптимистичны, регионы впоследствии не знают, чем латать бюджетные дыры.
В существующей системе есть проблемы, однако как будет работать новая система, экспертам пока тоже не вполне понятно. Министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима, например, говорит о том, что у муниципалитетов сейчас нет информации о налогооблагаемой базе налогоплательщиков. А как без неё можно рассчитать налоги, которые от них придут?
Профессор МГУ Наталья Зубаревич отмечает, что если поступления по подоходному налогу (НДФЛ), налогу на имущество, транспортному налогу более-менее предсказуемые, то угадать заранее прибыль компании и налог на неё крайне сложно. А этот налог — основной доход региональных бюджетов. Цены на нефть, факторы глобального рынка, локдауны, изменения законодательства, ситуация в экономике, инвестиции — вот лишь некоторые факторы, которые влияют на прибыль компаний и соответствующий налог.
Разработчики нововведения тем не менее надеются справиться с задачей более точного прогнозирования, чем сейчас делают министерства экономики. Помимо этого у них есть и ещё одна цель: узнать, сколько налогов вообще могут приносить бизнесы, оставаясь при этом на плаву. Александра Осмоловская-Суслина прямо заявляет:
Оценивать налоговый потенциал по всем поступлениям полезно еще и для понимания реальных возможностей экономики и оценки того, сколько же на самом деле можно изымать в бюджет без угрозы глобального торможения экономического роста. Важно, чтобы эта гипотетическая оценка не становилась автоматически безапелляционной фискальной целью
Из таких рассуждений можно сделать вывод, что инициаторы идеи хотят оценить в целом, где же ещё можно взять дополнительные налоги в казну. А с учётом опасений экспертов, что данных для налоговых прогнозов будет недостаточно, возникают сомнения, как бы ФНС не переоценила возможности плательщиков.
Если у юрлиц может быть хоть какая-то стабильность, то у самозанятых, например, работа вообще зависит от настроения: хочу — наращиваю ресницы, пополняю бюджет, устал — не наращиваю, платить нечего. Как будут оценивать налоги от таких плательщиков и что будет, если они заплатят меньше, покажет время.