Банк или МФО нарушили ваши права? Теперь можно отстоять свои интересы, не обращаясь в суд. Для этого достаточно иметь подтверждённый аккаунт на портале Госуслуг. Таким же образом можно добиться справедливости в споре с ломбардом, страховой компанией или негосударственным пенсионным фондом.
Уже несколько лет в России работает служба финансового уполномоченного (финансового омбудсмена). Она помогает физическим лицам отстаивать их интересы в спорах с финансовыми компаниями, в том числе с банками, если сумма требований не превышает 500 тысяч рублей (по ОСАГО размер неограничен), а с момента нарушения закона прошло не более трёх лет.
С августа подать заявление финансовому омбудсмену стало проще. Теперь можно авторизоваться на его сайте через портал Госуслуг. В итоге человек освобождается от необходимости заполнять данные о себе, они подгружаются с госуслуг. И можно сразу отправлять обращение к омбудсмену.
В то же время россияне потеряли возможность самостоятельно регистрироваться на сайте омбудсмена. Пресс-служба финансового уполномоченного объяснила, что это было сделано для того, чтобы «не допустить использование чужих персональных данных и подмену личности при обращении».
Таким образом, процедура внесудебных споров с финансовыми компаниями не только упростилась, но и стала более безопасной для людей. Никто не сможет выдать себя за другого человека, тем самым нанеся вред его репутации.
В перспективе подгрузка персональных данных с портала Госуслуг снизит количество отклонённых омбудсменом обращений. Доля отклонённых жалоб по итогам 2020 года составила 23,1%. Причём три из четырёх обращения не были приняты из-за несоблюдения правил подачи.
Итак, финансовый омбудсмен рассматривает споры с банками, страховщиками, МФО и НПФ, если сумма требований не превышает 500 тысяч рублей. Споры с финансовыми организациями бесплатны для граждан.
Но прежде чем написать финансовому уполномоченному, нужно обратиться с претензией в компанию, которая нарушила закон. И только потом открывать спор с ней через омбудсмена.
Банк и любая другая финансовая компания обязана ответить на претензию клиента в течение 30 дней. Если ответ так и не пришёл, то можно обратиться к омбудсмену и без него, приложив документ, подтверждающий направление претензии.