На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков
К списку новостей

Можно ли отсудить у магазина 30 000 рублей морального ущерба за отказ продать шоколадку покупателю без маски?

Анастасия Тарасова
04 августа 2021 11:50
1504
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Уже полтора года мы живём в условиях пандемии — ограничения, массовая вакцинация и масочный режим стали вещами хоть и неприятными, но привычными. Однако смирились не все. В магазинах продолжаются конфликты между продавцами и покупателями из-за запрета обслуживать посетителей без маски. Иногда дело доходит до суда.

А это законно? Фото: todaykhv.ru

Девятый Кассационный суд общей юрисдикции разбирал дело строптивой покупательницы, которая желала купить шоколадку, но надевать маску отказывалась. Магазин в обслуживании отказал, а обиженная женщина пошла по судам, требуя возместить моральный вред в размере 30 000 рублей.

Женщина приводила следующие доводы:

  1. Согласно Гражданскому кодексу, магазин не вправе запретить посетителю купить выбранный им товар. Отказ в обслуживании нарушает условия публичного договора розничной купли-продажи.
  2. Продавец, конечно, предложил выход из ситуации — купить маску на кассе. Но это нарушение закона «О защите прав потребителей». Продавец не вправе навязывать покупку ненужных товаров.
  3. Ещё одно нарушение Гражданского кодекса — оказание предпочтения одному человеку перед другим в рамках заключения публичного договора. В рассматриваемом случае продавец предпочёл продать шоколадку покупателю в маске.

Необходимость возместить моральный вред истица объяснила тем, что магазин причинил ей нравственные страдания. Она переживала и обижалась из-за того, что продавец унизил её человеческое достоинство и дискриминировал перед другими покупателями. Из-за этого она стала плохо спать, у неё снизилась работоспособность и испортились отношения в семье.

Суды остались глухи к истице — их не тронули столь сильные переживания. Кассационный суд поддержал коллег и встал на сторону ответчика, заявив, что действия магазина были правомерны — отказать в обслуживании покупателю без маски можно.

Закон одобряет маски

Коронавирус внесён правительством РФ в список заболеваний, представляющих опасность для человечества. Региональные власти из-за этого ввели режим повышенной готовности и издали правила поведения, которые включают обязанность надевать маски в общественных местах. Работникам торговли эти же правила запрещают обслуживать посетителей без средств индивидуальной защиты.

Реклама
Реклама
Получайте зарплату на Сбер — вклады и кредиты будут выгоднее
Сделайте карту зарплатной, получите привилегии.
Подробнее

Суд решил, что права покупательницы не нарушены. Магазин руководствовался рекомендациями из письма Минпромторга (от 11 мая 2020 N ЕВ-32091/15), где говорится, что сотрудники торговой организации должны на входе предупредить посетителя о том, что он должен надеть маску, и об ответственности за отказ. Если покупатель не прислушивается к просьбам, то сотрудники магазина могут вызвать полицию.

В этом случае покупателю грозит административный штраф до 30 000 рублей по статье 20.6.1 КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения».

Подобных судов ведётся много и решение у них одно — требовать маску законно, отказывать в обслуживании человеку без маски — тоже.

Даже Верховный суд постановил, что граждане обязаны выполнять санитарно-эпидемиологические требования и носить средства индивидуальной защиты. Но при условии, что в регионе изданы подобные правила.

Маски не спасают

Удивительно, что истец забыла упомянуть ещё одно популярное возражение противников ношения масок — «эффективность масок не доказана, правила разработаны без проведения научно-исследовательских работ».

Впрочем, на это возражение Верховный суд уже выносил решение, в котором сказано, что «законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции и при разработке оспариваемых правил было учтено, что требование к использованию масок, установленное в действующих в настоящее время санитарных правилах, является одним из механизмов, обеспечивающих предотвращение передачи инфекции».

Теги: Верховный суд Законы Суд Судебные разбирательства Коронавирус

Статьи и новости по теме: