Одежда, канцтовары, книги — это и многое другое люди относят в благотворительные центры и храмы, чтобы и квартиру не захламлять, и нуждающимся помочь. С миру по нитке — и малоимущим действительно достаётся что-то полезное и необходимое. А между тем, на отечественных таможнях конфискуют и уничтожают товары на миллиарды: только за первые 6 месяцев этого года на учёте в таможенных органах стояли партии на 5,2 млрд рублей. «Вот кто мог бы помочь бедным», — догадались в Общероссийском народном фронте (ОНФ).
Бедных в России становится всё меньше: об этом говорят и власти, и Росстат. Однако если семья перешагнула порог бедности, то это ещё не значит, что её финансовые проблемы закончились, рацион стал разнообразным, у детей появилось всё необходимое и они не отличаются от одноклассников старыми рюкзаками и древними гаджетами. Критерии бедности в нашей стране таковы, что стать бедным не так-то просто, даже едва сводя концы с концами. На днях ОНФ предложил помогать нуждающимся, передавая им конфискат с таможни.
Товары, которые изымает таможня, не всегда уничтожаются. В основном их передают в Росимущество, где они проходят оценку, экспертизу и торги.
Однако если расходы на перевозку и хранение превышают выручку от продажи, то конфискат могут отправить на уничтожение — как говорится, овчинка выделки не стоит. Именно такие товары, а также те, которые не удаётся продать на торгах, и заинтересовали общественников.
ОНФ написал письмо на имя главы Росимущества с предложением направлять конфискат, если он годный и качественный, не на уничтожение, а в благотворительные фонды. У них обычно есть собственные склады, а что касается транспортировки, то тут могут помочь спонсоры. По словам представителей ОНФ, которых цитируют «Известия», всё выходит очень гладко, эффективно и практически без затрат:
Не секрет, что бывают случаи, когда транспорт после доставки груза возвращается обратно из точки отгрузки пустым. Почему бы такому транспорту не выполнить общественно полезную работу и не взять безвозмездно на свой борт груз для НКО?
И хотя на первый взгляд всё легко, реализовать инициативу не так-то просто: для этого нужно вносить изменения в законодательство, ведь работа с конфискатом регулируется постановлением правительства. Однако начальник управления проектных инициатив ОНФ Елена Мильто полна оптимизма:
Народный фронт готов помочь государству и НКО [некоммерческим организациям, которыми обычно являются благотворительные фонды] договориться и построить работающую систему
Благотворительные фонды поддержали идею и даже готовы предоставлять отчётность, чтобы доказать, что товары уходят нуждающимся. Они надеются, что благодаря инициативе многодетные семьи смогут получить бытовую технику и гаджеты.
Президент благотворительного фонда «Многомама» Алина Контарева отмечает:
Мы считаем губительной практику уничтожения хороших вещей и поддерживаем идею по передаче конфискованного имущества благотворительным организациям, готовы стать оператором-распределителем для многодетных семей России. Мы готовы обеспечить чёткую отчётность и прозрачность, чтобы не было сомнений в том, что конфискат действительно направлен на благотворительность
Другие эксперты тоже поддерживают идею. Единственный минус, который они называют, это репутационные риски для государства: мол, страна не может поддержать малоимущих за счёт бюджета, и вместо этого раздаёт людям изъятые вещи.
Помимо этого возникают сомнения и в ценности конфиската: едва ли бытовая техника, гаджеты и вообще что-то серьёзное попадёт в Росимуществе под уничтожение, оказавшись дешевле затрат на хранение и транспорт.
В Росимуществе сказали, что ответ на обращение ОНФ пока не готов: он будет направлен в установленный срок.