Россияне потихоньку привыкают к тому, что кредиты и займы можно брать онлайн на сайтах банков и микрофинансовых организаций, не выходя из дома. Одни при этом изучают предложения кредитных организаций, заходя на портал каждой их них, другие пользуются рейтингами продуктов на финансовых сервисах, например, «Выберу.ру». До конца 2021 года Центробанк обещает запустить выдачу денег в долг населению и на своих маркетплейсах. Как это облегчит жизнь заёмщиков?
Первые маркетплейсы по инициативе Центробанка были запущены в 2020 году. Всего в его реестре таких онлайн-сервисов сейчас три:
На этих онлайн-площадках можно сравнивать предложения разных банков и компаний по вкладам и страховым продуктам, например, полисам ОСАГО, добавлять нужные продукты в корзину и оформлять их прямо на портале, не обращаясь напрямую ни в кредитные учреждения, ни на их сайты. Для этого даже не обязательно регистрироваться на маркетплейсе: можно войти через учётную запись Госуслуг, и все данные подтянутся прямо из профиля.
Удобство заключается не только в том, что продукты открываются удалённо без визитов в офисы, — так можно работать и на сайтах банков и страховых компаний. Особенно приятно, что на маркетплейсах собраны предложения всех компаний, и можно выбрать наиболее выгодное из всего, что есть в стране. Даже если у учреждения, которое выпустило лучший продукт, нет офиса в вашем городе.
Кроме того, как уверяет регулятор, если вдруг банк, чей вклад клиент оформил на маркетплейсе, потеряет лицензию, то деньги в пределах 1,4 миллиона рублей человек получит на свой счёт автоматически через платформу.
Для банков маркетплейсы тоже выгодны. «Российская газета» цитирует председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина:
Для небольших банков маркетплейс экономит рекламные бюджеты, расходы на офисную сеть, одновременно существенно расширяя потенциальную клиентскую базу, но и предъявляя требования к обеспечению высокого уровня цифровизации предлагаемых услуг. Маркетплейс стимулирует конкуренцию за внимание потребителя между всеми финансовыми организациями страны сразу
Совсем скоро на маркетплейсах можно будет оформить не только вклад или страховой полис, но и кредит. Пресс-служба Центробанка сообщает:
Сформированная Банком России фокус-группа по кредитным продуктам с участниками рынка успешно завершила разработку бизнес-процессов и поправок в действующее регулирование для интеграции кредитных продуктов на финансовых платформах. Промышленный запуск потребительских кредитов планируется осуществить до конца 2021 года
А когда опыт выдачи кредитов будет проанализирован, маркетплейсы начнут выдавать и ипотеку.
Если у вас вызывает скептицизм открытие вклада или кредита на каком-то «левом» портале, да ещё и онлайн, безо всякого взаимодействия с банком, то есть пара фактов в утешение. Во-первых, маркетплейсы из реестра Центробанка контролируются регулятором так же, как и банки. Во-вторых, все сделки фиксируются в регистраторе финансовых транзакций, а выписку из него можно посмотреть на Госуслугах. Так что ваш вклад, полис и тем более кредит точно не пропадут и не исчезнут.
Однако свои недостатки есть у всего. Андрей Емелин выделил 3 минуса маркетплейсов.
Впрочем, особой гарантии нет и в том, что данные не «утекут» при их хранении в банке. Так что утечек бояться — в лесу жить. К тому же, на сайте Центробанка есть уверения, что все данные находятся в безопасности:
Все финансовые платформы соблюдают требования по защите данных, бесперебойности работы и проведению безопасных платежей