Принимая решение по ключевой ставке, Центробанк старается удержать рост цен в определённых рамках — 4%. Такая стратегия называется таргетирование инфляции. Прошло пять лет, как регулятор установил существующий ориентир. Поэтому ЦБ решил пересмотреть его. Когда это произойдёт, повысится или понизится таргет, и что изменится для обычных людей?
Ещё в июне текущего года председатель Центробанка Эльвира Набиуллина объявила, что в этом году регулятор проанализирует цели и инструменты денежно-кредитной политики. Проще говоря, оценит, насколько эффективны его решения для финансового рынка и экономики в целом.
Тогда же глава ЦБ напомнила, что целевой ориентир в 4% начал действовать в 2016 году. С тех пор прошло пять лет и этот уровень больше не соответствует ситуации, которая изменилась за прошедшие годы.
Уже после того, как совет директоров Центробанка решил повысить ключевую ставку сразу на 1 процентный пункт, до 6,5%, Набиуллина заявила:
Инфляция выше 4% в долгосрочном плане уже не имеет тех преимуществ, которые дает в целом устойчиво низкая инфляция. То есть возникают вопросы и у людей, и у бизнеса с точки зрения планирования результатов. Плюс к этому — чем выше числовое значение инфляции, тем она более волатильна
Таким образом, проанализировав денежно-кредитную политику, ЦБ, скорее всего, снизит целевой ориентир. Это порадует тех россиян, которые снова и снова обращают внимание на то, что в других странах таргет по инфляции ниже. Например, в США и Евросоюзе он составляет 2%. Но это развитые страны и на них сложно равняться (у них совсем другая экономика, другие проблемы). Тем не менее, в развивающихся государствах также есть примеры более низкого целевого ориентира по инфляции. К примеру, в Мексике, Колумбии, Филиппинах он составляет 3%. Такой же установлен в Чили и Венгрии, но с интервалом плюс-минус 1%. То есть, Центробанки этих стран удерживают инфляцию внутри коридора 2-4%.
Не исключено, что и российский регулятор, пересмотрев целевой ориентир, выберет диапазон, а не точную цифру. Когда ЦБ впервые устанавливал таргет, то выбрал точечную цель, поскольку опасался, что при коридоре инфляция заякорится на верхней планке. Теперь же «у финансового сектора и во многом у общества и бизнеса улучшилось понимание того, как это работает», поэтому можно рассмотреть и диапазон целевого ориентира.
Из нового обзора «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки» следует, что ЦБ будет анализировать собственную денежно-кредитную политику около года. Решение об изменении таргета по инфляции «может быть принято к середине 2022 года».
Сложно предугадать, какое именно решение примет регулятор. Известно только, что целевой ориентир снизится и, возможно, это будет коридор, а не точная цифра. Представим, что ЦБ установит диапазон по инфляции на уровне 2-4%, как в Венгрии и Чили. Что изменится для простых россиян?
Большинство людей уверены в том, что официальная и «настоящая» инфляция не сходятся. Спорить с этим бессмысленно, поскольку официальная инфляция, на которую ориентируется ЦБ, — средняя температура по больнице. В то же время у каждого человека своя личная инфляция, потому что он покупает не все те товары, что учитывает Росстат.
Тем не менее, динамика официальной и личной инфляции схожа. То есть, они почти всегда либо растут, либо снижаются, но разными темпами. Поэтому, если ЦБ снизит целевой ориентир, то и цены начнут расти медленнее, чем сейчас.
Ещё одним преимуществом более низкой цели по инфляции является снижение ставок по кредитам. И не исключено, что ипотека станет такой же дешёвой, как в развитых странах.
В бочке с мёдом нельзя обойтись без ложки дёгтя. Ставки по вкладам также снизятся. И это будет долгосрочный тренд. Придётся привыкать к тому, что заработать на вкладах практически невозможно, а в отдельные периоды доходность вкладов не будет дотягиваться до инфляции. Чтобы приумножить накопления, нужно будет вкладывать деньги в акции и другие рискованные финансовые инструменты.
В перспективе снижение таргета по инфляции может привести к тому, что ключевая ставка в какой-то момент будет близка к нулю, как сейчас в отдельных развитых странах. Впрочем, как быстро это произойдёт, неизвестно. Может быть, через три года, через пять или десять лет.