Как мы писали ранее, чтобы сделать биометрию популярной, государство планирует создать совместное предприятие. Предполагалось, что владельцами компании станут «Ростелеком» и кредитные организации, включая Сбербанк. Крупнейший банк недоволен, что остался без ведущей роли. Он фактически «вышел из переговоров». Насколько теперь реалистичны планы правительства и банков?
Изначально власти обсуждали создание совместного биометрического предприятия на базе «Ростелекома» и Сбербанка. Стороны даже подписали предварительное соглашение. Ожидалось, что это приведёт к объединению Единой биометрической базы (ЕБС) и биометрической базы Сбербанка. В последней находятся «миллионы образцов».
Но позднее Центробанк настоял на том, чтобы в совместном предприятии участвовали и другие кредитные организации. Предложение направили восьми банкам, и они согласились. В итоге Сбербанк лишился лидерства и не подписал предварительную документацию, пишет «Коммерсантъ». Более того, крупнейший банк не входит даже в число банков, которые будут обсуждать окончательное соглашение о создании предприятия.
Очевидно, что если Сбербанк не будет участвовать в совместном предприятии, то вряд ли биометрия вскорости станет такой же привычной как оплата товаров картами или переводы по номеру телефону. Для примера можно взять «Систему быстрых платежей» Центробанка, которая практически не развивалась, пока власти насильно не присоединили к ней Сбербанк. К тому же эксперты ранее предупреждали, что успех совместного биометрического предприятия будет полностью зависеть от того, насколько реально крупнейший банк страны присоединится к нему.
Тем не менее, банки-участники проекта смотрят в будущее с оптимизмом. Они считают, что за счёт создания совместной компании база ЕБС, в которой за три года собралось всего 164 тысячи образцов (слепков голоса и снимков лица), наконец-то начнёт пополняться. Более того, обсуждается даже повышение окончательной цели. Если раньше предполагалось, что «Ростелекому» и банкам нужно собрать совместными усилиями 20 млн слепков, то теперь — 25 млн.
Возможно, оптимистичный настрой банков объясняется тем, что власти будут продвигать биометрию всеми возможными способами. Дело в том, что часть правительственных проектов связана с биометрическими данными, и если темпы сбора слепков будут низкими, то пострадают ключевые показатели эффективности, от которых зависит зарплата и премия чиновников.
Так, власти планируют использовать данные из ЕБС при идентификации таксистов, аренде автомобилей, сдаче экзаменов в вузах и регистрации пассажиров в аэропортах. Единая биометрическая система, созданная для удалённого получения банковских услуг, потихоньку превращается в государственную машину, которую будут развивать уже не столько кредитные организации, сколько чиновники. Поэтому и вероятность популяризации биометрии выше: если в банки ходят далеко не все граждане, да и не так часто, то за госуслугами — каждый первый и чуть ли не каждый месяц.