«Дарим 1000 рублей на мобильную связь!» — если мобильное приложение банка приветствует вас такой фразой, не спешите радоваться. Вполне возможно, тысячу рублей банк вам и подарит, но не на ваш существующий номер, а на новый, который придётся купить у сотового оператора банка. Как только не заманивают банки в свои мобильные сети: и деньги дарят, и скидки, и бонусы. Зачем им это и выгодно ли пользоваться сотовой связью от финансовой организации?
Как работают банковские сотовые сети и зачем они нужны? Механизм прост. Финансовые компании берут в аренду вышки, причём в России пока все 4 варианта работают на базе оборудования от оператора Tele2. А сим-карты банки продают сами, предлагая при этом различные «плюшки» своим клиентам. Таким образом, мобильная связь становится одним из элементов экосистем, которые крупные банки так стремятся развивать.
Эффект от появления сотовой связи среди своих продуктов сами банки оценивают очень высоко, и прогнозы у них тоже амбициозные. Например, по данным «Российской газеты», Сбербанк считает, что потенциальная аудитория его оператора составляет более 80% населения страны, при этом клиентами компании сейчас является менее 70% россиян. Среди клиентов «Тинькофф-банка» уже почти половина пользуется фирменной мобильной связью.
У других банков планы менее глобальные. В Газпромбанке число абонентов хотят увеличить с 30 тысяч до 150 тысяч, это будет лишь 3% клиентов-физлиц. В ВТБ надеются распространить связь среди 20% своих клиентов. Даже при таких показателях кредитные учреждения довольны дополнительным продуктом. Гендиректор «ВТБ Мобайл» Владислав Соколов отмечает:
Мы уже видим положительный эффект проекта с точки зрения роста лояльности действующих клиентов и привлечения новых
Самый популярный тариф у оператора Tele2, чьи вышки арендуют банки, — это пакет из 500 минут и 40 гигабайт за 300 рублей в месяц. Посмотрим, сколько стоят максимально похожие на данный пакет тарифы от банковских операторов связи. Отметим, что в некоторые комплекты входит безлимитное общение в мессенджерах, звонки внутри сети или пакет СМС-сообщений, но всё-таки основное — это минуты и гигабайты.
Tele2 | «СберМобайл» | «ВТБ Мобайл» | «Газпромбанк Мобайл» | «Тинькофф Мобайл» | |
Исходящие звонки, мин. | 500 | 500 | 500 | 450 | 400 |
Интернет-трафик, Гб | 40 | 10 | 15 | 15 | 15 |
Цена, руб. | 300 | 400 | 350 | 300 | 339 |
Из таблицы видно, что самое выгодное предложение — у Tele2. Что же, выходит, что 10 миллионов россиян стали жертвами агрессивной рекламы?
Дело в том, что банки привлекают народ акциями, скидками и вовлечением в другие продукты своих экосистем. Например, Сбербанк возвращает до 10% расходов на связь бонусами «Спасибо», «Тинькофф-банк» дарит 1000 рублей при переходе со своим номером и добавляет минуты за расходы по своей банковской карте, ВТБ дарит «красивый» номер, а Газпромбанк делает скидку 70% на сотовую связь на первые 2 месяца и тоже дарит 1000 рублей тем, кто променяет своего оператора на банковский.
Пользоваться кратковременными «плюшками» или просто купить выгодную связь напрямую у оператора «большой четвёрки»? Каждый выбирает для себя. Стоит учесть, что особенно выгодным общение получается, когда все близкие пользуются одним оператором, так что, возможно, если вся семья решила копить бонусы «Спасибо», то тариф от «СберМобайла» окажется выгоднее пакета от Tele2 из-за безлимита внутри сети и заветных бонусов.