«Купил путёвку, собрал чемоданы, приехал в аэропорт — и не выпустили из-за долга! Опять весь отпуск картошку копать», — сетуют должники, попавшие вместо моря на грядки. Кредиторы и злопыхатели назидательно скажут, что перед отпуском надо проверять свои долги и ограничения, а ещё лучше — вовремя их закрывать. А должник ответит, что он не ясновидящий, ему просто так сорвали отпуск, и пойдёт в суд. В данном случае суд поможет должнику, и тот сможет получить от приставов деньги за испорченный отдых.
Один россиянин, назовём его Иван, купил путёвку в Турцию, собрался лететь на отдых, и только в аэропорту узнал, что выезд из страны ему запрещён из-за долгов.
Поэтому вместо пляжа Иван в тот же день пошёл в суд и подал иск на пристава на 120 тысяч рублей (столько он потерял из-за сгоревшей путёвки и напрасных поездок в аэропорт), а также потребовал возместить моральный ущерб и судебные расходы. По мнению Ивана, постановление об ограничении на выезды за рубеж, которое пристав вынес ещё в июле, незаконно, ведь Иван о нём не знал.
Первый же суд признал решение Федеральной службы судебных приставов (ФССП) об ограничении выезда за границу незаконным, однако потом начались тяжбы по возмещению ущерба. Дело прошло все судебные инстанции и дошло до Верховного суда.
Суд согласился с истцом, ведь по закону «Об исполнительном производстве» пристав был обязан сообщить должнику о возбуждении исполнительного производства и о вынесении постановления на ограничение выезда. Сделать это от должен был не позднее следующего дня после постановления, направив письмо по почте или уведомление на Госуслугах. А раз это не было сделано, то постановление о запрете выезда незаконно, и нужно возместить истцу и деньги за тур, и моральный ущерб.
Однако ответчик подал апелляцию, и она оказалась успешной. В инстанции согласились, что постановление пристава об ограничении выезда незаконно, однако это не сочли поводом возвращать Ивану деньги за путёвку. Дело в том, что суд ещё в январе объявил Ивана должником, поэтому несостоявшийся отпускник знал о своих проблемах и мог бы перед покупкой путёвки проверить, не закрыт ли ему выезд. Так что, хотя пристав и не прав, раз не уведомил Ивана, но Иван и сам виноват, поэтому его убытки — это его заботы.
Иван на этом не успокоился и обратился в кассационный суд, но тот согласился с предыдущей инстанцией.
Неугомонному отпускнику пришлось отправиться в Верховный суд. Там приняли сторону Ивана.
По разъяснению инстанции, решение о взыскании денег с должника, о котором тот узнал ещё зимой, не обязывает человека следить, возбуждено ли исполнительное производство и есть ли ограничение на выезд. ФССП обязана сообщать должнику о начале исполнительного производства, и с момента уведомления у Ивана было бы 5 дней на погашение долга.
По информации ФССП, сегодня в России около 4 миллионов невыездных должников. Описанная ситуация может случиться с каждым. Из-за упрощённой судебной процедуры многие вообще не знают, что кто-то взыскивает с них долги, и «дремлют в неведении счастливом». Конечно, каждая инстанция посылает уведомления. Но до адресата доходят единицы посланий. О долге многие узнают, столкнувшись с ограничениями или списаниями. Так что прецедент может быть полезен всем, кого нежданно-негаданно не выпустили из аэропорта.