К списку новостей

Будем купаться в бензине? Осенью топливо подешевеет

Лада Бонн
19 августа 2021 15:06
2237
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Россиянам повезло: благодаря государству они платят на заправках на 15 рублей меньше за литр топлива, чем могли бы платить без демпфирующего механизма, который придумали и реализуют власти. Таковы подсчёты замминистра энергетики Павла Сорокина. Эксперты оптимистично подхватывают: осенью топливо подешевеет ещё сильнее. Откуда такие прогнозы и почему бы всегда не делать так, чтобы бензин дешевел?

Слабый оптимизм

«Благоприятную погоду» на заправках сделали Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба: ведомства рекомендовали повысить объём продаж и дизельного топлива, и бензина на бирже на 1 процентный пункт. Аналитики считают, что, раз количество увеличится, то цена по законам рынка уменьшится — сперва на бирже, а следом и на внебиржевых рынках, то есть, например, на заправках. «Известия» цитируют эксперта аналитического агентства «WMT Consult» Екатерину Косареву:

Благодаря демпфирующему механизму, возможному снижению мировых цен на нефть и растущему предложению топлива на бирже цены на бензин удастся сдержать, и уже в сентябре мы можем увидеть небольшое снижение стоимости бензина

Руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова согласна, что снижение цен топлива для рядовых россиян вполне возможно, но её прогнозы тоже осторожны:

Ожидать, что это будет значительное сокращение, точно не нужно. Ситуация на мировом и российском нефтяных рынках не так сильно этому способствует

Но всё не так просто

Цена на топливо — дело тонкое, она зависит от целого ряда факторов и не может определяться исключительно количеством на бирже. На неё, например, влияют мировые цены. Когда они высоки, и нефтедобытчики продают свой продукт за рубеж дорого, им становится невыгодно раздавать топливо соотечественникам «даром».

В экономике существует понятие нетбэка — это экспортная цена топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Поскольку мировые цены сейчас высокие, то и нетбэк высокий. Например, на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже 13 августа бензин АИ-92 стоил 58 456 рублей за тонну, а индекс Netback был 70 986 рублей за тонну.

Чтобы нефтяники не повышали цены на заправках согласно росту экспортных цен, государство и придумало демпфер: оно доплачивает разницу между экспортной и внутренней ценами из бюджета. Однако эксперты всё равно называют высокий нетбэк основной причиной роста цен на заправках, ведь, по их мнению, демпфер не может полностью покрыть разницу между биржевой ценой и нетбэком.

Получается, что рост объёмов на бирже будет тянуть цену вниз и бороться с нетбэком, который тянет цену вверх. Исполнительный директор департамента рынка капиталов инвестиционной группы «Универ Капитал» Артём Тузов отмечает, что стремление цены к нетбэку — естественный процесс, который трудно преодолеть:

В условиях рыночной экономики и возможностей по экспорту бензина за границу цена на бензин внутри РФ стремится сравняться по маржинальности реализации для нефтяных компаний с экспортной ценой на бензин. Заставить коммерческие компании продавать бензин внутри России с маржинальностью дешевле, чем экспортная, можно либо директивно, либо ограничив возможности по экспорту

И всё-таки рост объёмов топлива на бирже тоже окажет своё влияние. Возможно, россияне будут заправлять авто дешевле уже в октябре, но, по мнению Артёма Тузова, пониженные цены продержатся недолго, так как другие факторы рынка — более могущественные:

Это [снижение цены] временная мера, долгосрочно на цену на бензин влияет курс доллара и цена на нефть, если и доллар к рублю, и цена на нефть будут продолжать рост, цена на бензин тоже продолжит рост. Так что до конца года мы либо увидим не рыночную принудительную фиксацию цен на топливо на текущих уровнях, либо продолжение роста цен на бензин

Теги: Бензин Население Общество Инфляция Нефть Цены Экономика

Статьи и новости по теме: