О том, что Международный валютный фонд осуществил «историческую эмиссию» и распределил $650 млрд между 187 странами, написали все. Из них $17,5 млрд рублей получила Россия. Но стоит разобраться, что это за «манна небесная» и как использовать эти деньги.
В первую очередь, нужно понимать, что в Международном валютном фонде (МВФ) нет денег в обычном понимании этого слова. Нет долларов, нет евро, нет фунтов стерлингов, нет йен и нет юаня. Зато есть специальные права заимствования (SDR) — валюта МВФ. Но, увы, на неё довольно сложно что-либо купить.
Между тем, 187 стран-участниц фонда получили не доллары, а 456 млрд SDR. Но для простоты восприятия их выражают в долларах. Курс валюты МВФ устанавливается ежедневно на основе валютной корзины, в которую входят вышеперечисленные валюты.
Также не стоит думать, что «вертолётные деньги», которыми поделился МВФ, поступают в бюджеты стран-участниц. Отнюдь. SDR зачисляются в золотовалютные резервы Центробанков.
К слову, валюта МВФ уже есть в российских резервах, о чём мы писали ранее. Она появилась там после предыдущего мирового кризиса, когда фонд с барского плеча также выделил странам-участницам помощь, но намного меньше, чем сейчас.
Самое интересное, конечно, то, что на валюту МВФ довольно сложно что-либо приобрести. В мире нет магазинов, принимающих SDR. При этом обменивать их на реальную валюту, да и в целом использовать — тоже непросто.
Самый простой вариант — зачислить валюту МВФ в золотовалютные резервы. Резервы увеличатся, а значит Центробанк сможет больше тратить реальные активы, которые там есть, например, на поддержание национальной валюты. Но так как российский регулятор практически этого не делает, отпустив рубль в свободное курсообразование в 2014 году, то особого эффекта не будет.
Высвободившиеся активы ЦБ может одолжить правительству, чтобы, например, уменьшить ожидаемый дефицит бюджета. То есть направить помощь МВФ на финансирование государственных расходов.
Ещё один способ потратить SDR – это погасить ими государственный долг перед другой страной. При этом нужно договориться с властями кредитора, чтобы они приняли валюту МВФ.
В этом случае виртуальная валюта фонда тут же станет кредитом. То есть, если отдать SDR в счёт долга, в том числе если обменять их на доллары или евро, возникнет обязательство по уплате процентов перед государством, которое их приняло. Поэтому, учитывая невысокий государственный долг, Россия вряд ли выберет этот путь.
Скорее, такой вариант подходит, например, Белоруссии, которая также получила от МВФ помощь в виде почти 1 млрд SDR. Белорусские власти могут договориться с Россией и погасить валютой фонда имеющийся долг. В такой ситуации уже РФ сможет получить проценты от приёма валюты МВФ.
Отдельно стоит упомянуть, что при всём недовольстве, которое испытывает Запад к белорусским властям, МВФ не стал включать Белоруссию в список «обделённых» государств. В него вошли Венесуэла, Мьянма и Афганистан. Несмотря на то, что эти страны являются участниками МВФ, они не получили помощь от фонда, поскольку есть вопросы к легитимности их властей.
Исходя из вышесказанного, помощь МВФ для России вряд ли окажется востребованной. Ждать, что власти возьмут и раздадут виртуальные деньги, предварительно обменяв их на реальные, не приходится.