На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков
К списку новостей

Цены побегут впереди паровоза? Тарифы РЖД перестанут контролировать

Лада Бонн
25 августа 2021 12:12
242
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Когда жителю российского мегаполиса нужно добраться до другого крупного города и он выбирает между билетами на поезд и самолёт, частенько побеждают авиаперевозки: их цены сопоставимы с ценами на билеты РЖД, а время экономится кратно. Так что тот, кто не слишком ценит трёхдневную романтику стука колёс и общения с попутчиками, а также не боится полётов, остановится на авиарейсе. А между тем, тарифы в поездах сейчас регулируются государством и даже частично субсидируются. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) «отпускает» тарифы РЖД в свободное плавание. Что станет с ценами?

Росли не выше инфляции

Изменения коснутся цен на плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования. До сегодняшнего дня они контролировались ФАС и росли не выше уровня инфляции. Это и немудрено: РЖД и её «дочка» Федеральная пассажирская компания (ФПК) — монополисты на рынке железнодорожных перевозок в России. Если авиагиганты формируют цены по законам рынка, руководствуясь спросом и «оглядываясь» друг на друга, то РЖД без госконтроля может назначать любые цены на свои билеты, если их не контролировать. Тогда поездки могут стать недоступны населению. Поэтому-то ФАС и «держала руку на пульсе».

Заплатишь, как за самолёт, а потом ещё и в тишине не дадут посидеть. Фото: gubdaily.ru

Тарифы в вагонах купе, СВ и люкс РЖД при этом назначали без оглядки на государство — в зависимости от спроса. Скоро такая свобода ценообразования «настигнет» все билеты на поезда.

И в РЖД убытки, и в госбюджете

Всё началось с того, что по итогам 2020 года РЖД, как и авиаперевозчики, получили миллиардные убытки из-за эпидемии. В таких случаях государство компенсирует компании-монополисту часть денежных потерь. Например, в апреле власти выделили 11 млрд рублей для РЖД и Федеральной пассажирской компании (ФПК), чтобы поддержать пострадавших от пандемии операторов. Такая помощь сопоставима с годовым бюджетом одного из регионов страны — Еврейской автономной области.

Однако свои убытки за 2020 год РЖД оценивала примерно в 5 раз больше. Поэтому компания предложила отменить контроль цен. ФАС согласилась: агентство РБК пишет, что глава ФАС Максим Шаскольский сообщил об этом в письме первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову. В пресс-службе монополии поспешили заверить, что согласие ФАС не приведёт к «взлёту» цен на железнодорожные билеты:

Реклама
Реклама
Оформите ОСАГО с кэшбэком до 10%
Кэшбэк при оплате полисов Т-Страхования картой с сервисами Pro и Premium.
Подробнее

Любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения

А теперь заплатят пассажиры

Тем не менее, и эксперты, и сами РЖД признают, что цены на билеты в общих и плацкартных вагонах после отмены госрегулирования вырастут. С одной стороны, тарифы искусственно сдерживались государством и не соответствовали себестоимости, с другой — в космос они всё же не улетят. Да, РЖД — монополист на рынке железнодорожных перевозок в России, и прямых конкурентов у него нет. Но косвенные не дремлют: авиакомпании-лоукостеры будут сдерживать рост цен, иначе россияне пересядут на самолёты.

Цены на железнодорожные перевозки даже при госконтроле были сопоставимы с ценами на перелёты. Фото: rasp.yandex.ru

Опасения, однако, вызывают такие направления, по которым можно добраться только поездом. Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков беспокоится за сотни мелких промежуточных станций, например, станцию Печора в Республике Коми, куда не добраться альтернативным транспортом. По таким направлениям цены могут быть необоснованно завышены: люди всё равно будут покупать билеты.

Нет худа без добра

И всё-таки государство не «бросает» РЖД: вместо доплаты за непроданные билеты бюджет может субсидировать поездки детей до 18 лет в вагонах всех типов, кроме СВ и люкс. Такую адресную помощь одобряют многие эксперты, однако возникают вопросы, почему субсидировать хотят именно детские билеты — отчего бы не помогать ещё и пенсионерам или другим льготникам?

Причём субсидирование детских поездок работает уже и теперь, без отмены госконтроля над ценами. По июньскому постановлению Михаила Мишустина, родителям компенсируют часть цены детского билета в купе.

Теги: РЖД Население Общество Цены

Статьи и новости по теме: