Когда жителю российского мегаполиса нужно добраться до другого крупного города и он выбирает между билетами на поезд и самолёт, частенько побеждают авиаперевозки: их цены сопоставимы с ценами на билеты РЖД, а время экономится кратно. Так что тот, кто не слишком ценит трёхдневную романтику стука колёс и общения с попутчиками, а также не боится полётов, остановится на авиарейсе. А между тем, тарифы в поездах сейчас регулируются государством и даже частично субсидируются. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) «отпускает» тарифы РЖД в свободное плавание. Что станет с ценами?
Изменения коснутся цен на плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования. До сегодняшнего дня они контролировались ФАС и росли не выше уровня инфляции. Это и немудрено: РЖД и её «дочка» Федеральная пассажирская компания (ФПК) — монополисты на рынке железнодорожных перевозок в России. Если авиагиганты формируют цены по законам рынка, руководствуясь спросом и «оглядываясь» друг на друга, то РЖД без госконтроля может назначать любые цены на свои билеты, если их не контролировать. Тогда поездки могут стать недоступны населению. Поэтому-то ФАС и «держала руку на пульсе».
Тарифы в вагонах купе, СВ и люкс РЖД при этом назначали без оглядки на государство — в зависимости от спроса. Скоро такая свобода ценообразования «настигнет» все билеты на поезда.
Всё началось с того, что по итогам 2020 года РЖД, как и авиаперевозчики, получили миллиардные убытки из-за эпидемии. В таких случаях государство компенсирует компании-монополисту часть денежных потерь. Например, в апреле власти выделили 11 млрд рублей для РЖД и Федеральной пассажирской компании (ФПК), чтобы поддержать пострадавших от пандемии операторов. Такая помощь сопоставима с годовым бюджетом одного из регионов страны — Еврейской автономной области.
Однако свои убытки за 2020 год РЖД оценивала примерно в 5 раз больше. Поэтому компания предложила отменить контроль цен. ФАС согласилась: агентство РБК пишет, что глава ФАС Максим Шаскольский сообщил об этом в письме первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову. В пресс-службе монополии поспешили заверить, что согласие ФАС не приведёт к «взлёту» цен на железнодорожные билеты:
Любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения
Тем не менее, и эксперты, и сами РЖД признают, что цены на билеты в общих и плацкартных вагонах после отмены госрегулирования вырастут. С одной стороны, тарифы искусственно сдерживались государством и не соответствовали себестоимости, с другой — в космос они всё же не улетят. Да, РЖД — монополист на рынке железнодорожных перевозок в России, и прямых конкурентов у него нет. Но косвенные не дремлют: авиакомпании-лоукостеры будут сдерживать рост цен, иначе россияне пересядут на самолёты.
Опасения, однако, вызывают такие направления, по которым можно добраться только поездом. Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков беспокоится за сотни мелких промежуточных станций, например, станцию Печора в Республике Коми, куда не добраться альтернативным транспортом. По таким направлениям цены могут быть необоснованно завышены: люди всё равно будут покупать билеты.
И всё-таки государство не «бросает» РЖД: вместо доплаты за непроданные билеты бюджет может субсидировать поездки детей до 18 лет в вагонах всех типов, кроме СВ и люкс. Такую адресную помощь одобряют многие эксперты, однако возникают вопросы, почему субсидировать хотят именно детские билеты — отчего бы не помогать ещё и пенсионерам или другим льготникам?
Причём субсидирование детских поездок работает уже и теперь, без отмены госконтроля над ценами. По июньскому постановлению Михаила Мишустина, родителям компенсируют часть цены детского билета в купе.