Банки собирают биометрические данные россиян не только для дистанционного обслуживания. «Сдав» кредитному учреждению своё лицо, можно, например, оплачивать покупки в магазинах без карты. Скоро аналогичным образом, с помощью лица и голоса, можно будет оформить кредит через банкомат, и количество возможностей для клиентов, которых банки «знают в лицо», будет только расти. Но что делать тем, у кого проблемы с речью? Банки не могут допустить дискриминацию. Поэтому они решили брать ещё один вид биометрических данных. Он даже надёжнее, чем прежние.
К тем биометрическим данным, которые банки собирают сейчас, — к снимку лица и записи голоса — у многих обывателей и даже экспертов есть вопросы. Россияне опасаются, что всё это можно подделать, а внешние факторы вроде шумной обстановки способны исказить информацию. Да и, в конце концов, как быть близнецам?
А Центробанк задумался о другой проблеме: как сдавать запись голоса тем, у кого проблемы с речью? Ведь у всех должен быть равный доступ к банковским услугам, дискриминацию допускать нельзя. Поэтому и был придуман новый вид биометрических данных.
Им стал не снимок сетчатки глаза и даже не отпечаток пальца. Банки начинают идентифицировать россиян по рисунку вен ладони. Посмотрели на свою ладонь и не нашли ни одной вены? А между тем они там скрыты в большом количестве, а их расположение у каждого человека уникально и не меняется с течением жизни.
«Российская газета» цитирует представителей Центробанка:
Рисунок вен ладони позволит снять барьеры для прохождения биометрической идентификации людьми, испытывающими сложности при разговоре, в том числе с проблемами слуха и речи в силу разных причин. Технология была протестирована и показала свою высокую эффективность
Проблема лишь в том, что устройства для считывания рисунка вен стоят очень дорого — от 17 до 140 тысяч рублей, а ведь их придётся закупать во многие отделения во все города. Эксперты отмечают, что банки, не входящие хотя бы в топ-50 по размеру активов, просто не смогут себе позволить такие технологии. Поэтому новый способ не станет массовым.
Для банков покрупнее, между тем, новый вид биометрических данных оказался привлекательным: в «АК Барс банке» уже внедрили систему, и с помощью неё клиенты входят в депозитарий в офисе.
Из-за цены устройств возникает и ещё одна проблема: доступность для людей. Ведь в основном биометрию внедряют для дистанционного обслуживания, а как человек сможет из дома подтвердить личность рисунком вен на ладони? В Центробанке отмечают, что прежде, чем ввести новый способ, нужно включить считыватели в перечень технических средств реабилитации для некоторых заболеваний. А по таким перечням люди с ограниченными возможностями получают гаджеты бесплатно.
Какой бы модной ни была тема биометрии и какие бы возможности она ни давала, россияне не спешат делиться своими данными с банками.
Если сдавать биометрию и пользоваться ею станет сложнее, то число желающих ещё уменьшится.
Но если вводить новые биометрические данные, то тем, кто уже сдал свои лица и голоса, придётся снова идти в банк? Андрей Емелин считает, что новую идею будет сложно реализовать не только из-за дороговизны, но и из-за дефицита желающих:
Если вводить новую модальность для всех, то клиентам придётся досдавать биометрию. И все 180 тысяч человек снова пойдут в банки. Большинству людей будет сложно объяснить целесообразность этого процесса
Все специалисты сходятся во мнении, что нужно продолжать поиски новых видов биометрических данных для банков. Существующие не являются высокоточными, а предлагаемый рисунок вен — дорог и сложен в реализации. Почему бы не использовать, например, отпечатки пальцев? Они тоже уникальны, а их считыватели массово использовались, например, в государственных общежитиях в Китае ещё 10 лет назад — по отпечатку пальца студенты попадали внутрь. Стало быть, технологии не слишком дорогие и проверены временем. Хотя, опять же, не каждый сможет подтвердить личность отпечатком пальца прямо из дома.