Россияне нередко «приукрашивают» свои доходы, обращаясь в банки за кредитами. Иногда в качестве номера работодателя указывается телефон родственника или друга, который с радостью подтверждает и трудоустройство, и размер зарплаты. Все эти «проказы» сходят гражданам с рук, даже если кредитные организации обнаруживают подлог. Но в случае с бесплатным банкротством финансисты просят наказывать людей за предоставление ложной информации.
Национальный совет финансового рынка (НСФР) попросил наказывать россиян, которые решили воспользоваться внесудебным (бесплатным) банкротством и предоставили неверную информацию о своих долгах. Об этом говорится в предложениях НСФР, направленных в Минэкономразвития, которое хочет увеличить максимальную сумму долга для бесплатного списания в два раза, до 1 млн рублей.
Как говорится в документе НСФР:
Гражданин, допустивший сообщение ложных сведений о наличии и величине своих неисполненных денежных обязательств, если это привело к необоснованному введению в отношении него процедуры внесудебного банкротства и её последующему прекращению, по нашему мнению, должен лишаться права на повторное обращение с заявлением о внесудебном банкротстве в течение 5 лет
Национальный совет финансового рынка считает, что «такая норма будет стимулировать законопослушное и добросовестное поведение со стороны граждан».
НСФР внёс и ряд других предложений. Например, обязать МФЦ, которые принимают и ведут дела о внесудебном банкротстве граждан, передавать данные о запуске процедуры в Бюро кредитных историй. Большинство предложений финансистов направлено против возможных злоупотреблений со стороны россиян.
Проще говоря, НСФР опасается, что россияне целенаправленно скрывают часть своих долгов, а также имущество, чтобы соответствовать бесплатному банкротству. Поэтому предлагает внести в закон поправки, которые сделают граждан честнее, как минимум, из-за угрозы невозможности воспользоваться процедурой списания задолженности в течение пяти лет.
При этом Алексей Юхнин, руководитель «Федресурса», на котором публикуются данные о банкротстве, заявил, что за год действия закона разногласий между кредиторами и должниками практические нет. «Поэтому нет оснований утверждать о сколько-нибудь значимом количестве злоупотреблений со стороны граждан», — цитируют его «Известия».
В то же время отсутствие информации о нарушениях со стороны граждан не может свидетельствовать, что их не было вовсе. Возможно, ни МФЦ, ни кредиторы просто не выявили их. При этом есть множество разных причин сомневаться в честности россиян — от случаев, когда имущество записывается на родственников, до ситуаций, когда люди становятся самозанятыми для получения пособий от государства.
Ранее сообщалось, что один из банков выдал кредит банкроту. Возможно, кредитная организация смотрит на закон сквозь пальцы, а может быть просто не знала о том, что клиент признан несостоятельным. Эту проблему Национальный совет финансового рынка предлагает решить, наладив взаимодействие между МФЦ и бюро кредитных историй.
Тем временем, Минэкономразвития считает идею наказывать россиян за обман нецелесообразной. Министерство полагает, что сотрудники МФЦ достаточно профессиональны, чтобы обнаружить в системах «забытые» долги граждан. Центробанк пообещал рассмотреть предложения НСФР, если они поступят на рассмотрение.