Если на ближайшие месяцы вы запланировали путешествие по России, причём не в качестве «отдыха от детей», то вам повезло – именно дети позволят основательно сэкономить на транспортных расходах. Если нет своих детей, в принципе сгодятся и чужие. Но давайте обо всём по порядку.
Летом 2021 года российское правительство добавило к уже неподдающимся подсчёту мерам поддержки семей с детьми ещё две – субсидирование железнодорожных и авиационных билетов. В разгар третьей волны коронавируса это выглядело не слишком логично, но обе программы будут действовать как минимум до конца осени. Впрочем, несмотря на одну и ту же цель (развитие семейного туризма) и почти одинаковые бюджеты (1,3 млрд рублей на железнодорожные субсидии, 1,35 млрд на авиационные), программы имеют существенные различия.
Железнодорожная программа стартовала 2 августа и должна продлиться до конца года. Льгота распространяется только на поездки в купейных вагонах, но зато в любом направлении. Семейный тариф рассчитывается путём вычитания из стандартного купейного тарифа половины плацкартного тарифа, действующего в тех же условиях (те же поезд, дата и маршрут). При этом льгота не распространяется на сервисные услуги, включённые в стоимость проезда. Например, комплект постельного белья обойдётся в 161 рубль – что при семейной, что при одиночной поездке.
РЖД утверждает, что в итоге экономия составит до 40%, но на практике эта цифра может быть разной. Например, по маршруту Москва-Казань на 15 сентября нижняя полка купе стоит 3262 рубля, а нижняя полка плацкарта — 1744 рубля. Проведём нехитрый расчёт (не забыв вычесть стоимость постельного белья) и получим семейный тариф в размере 2470,5 рублей, что даёт экономию около 25% (впрочем, это приблизительный расчёт, точную цифру можно будет узнать только при оформлении билетов).
Проехать на поезде подешевле семья может и в рамках турпутёвки (если транспортные расходы включены в её стоимость). Нужно только заранее договориться об этом с туроператором.
Для того, чтобы воспользоваться семейным тарифом, придётся доказать, что вы, собственно, семья. Тест ДНК не понадобится, а вот «документы, подтверждающие степень родства» – паспорт со вписанными в него детьми или свидетельство о рождении детей – необходимы.
Ещё один минус – оформить билеты по семейному тарифу можно только в железнодорожных кассах (там и придётся доказывать родство), сделать это онлайн не получится.
Авиационная программа – совсем другое дело. Здесь тариф тоже называется семейным, но улететь по нему дети могут с любым родственником или вообще с чужим дядей – главное, чтобы билеты были приобретены в рамках одного заказа (ну и, понятно, чтобы детям было меньше 18 лет). Оформить билеты онлайн тоже можно, хотя и не везде – тут всё зависит от авиакомпании.
В отличие от железнодорожных семейных поездок, авиаперелёты субсидируются только по определённым направлениям. Их, правда, довольно много – 46 (подразумеваются рейсы туда и обратно, так что можно считать, что 92). Однако в программе участвуют лишь семь перевозчиков, каждый – по своему списку направлений. Таким образом, далеко не факт, что удобный вам рейс (особенно, если это рейс с пересадкой) попадёт под субсидирование, даже если маршрут полёта числится в льготной программе. Более того: даже в тех случаях, когда и направление, и авиакомпания состоят в программе, на конкретный рейс в конкретное число может не оказаться субсидируемых билетов (будут только стандартные) – в отличие от железнодорожной программы, никаких гарантий тут нет.
Найти информацию о льготных авиабилетах не так-то просто. В агрегаторах этот тариф не отражается, поэтому для начала лучше выяснить, является ли интересующее вас направление субсидируемым (скажем сразу — рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в списке нет), и если да, то какой именно перевозчик за него отвечает. В программе участвуют семь авиакомпаний — S7 Airlines, «Уральские авиалинии», NordWind, «Азимут», «Аэрофлот», Red Wings и Smartavia. На сайте Росавиации можно узнать, кто из них осуществляет перевозки по тому или иному льготному маршруту. И продолжать поиск на сайтах перевозчиков.
Распределение маршрутов. Фото: favt.gov.ru
Допустим, некая семья из Нижнего Новгорода хочет слетать в Калининград. Такой рейс на льготных условиях должны предоставлять S7 (на сайте Росавиации она поименована юридическим названием «Авиакомпания «Сибирь») и NordWind («Северный ветер»). На сайте S7 всё довольно просто — забиваем количество пассажиров и даты, нам показывают, на каких рейсах действует субсидируемый тариф, тут же можно оформить билет. С NordWind сложнее: страница, посвящённая субсидированным перевозкам, предупреждает, что купить на сайте льготный билет сможет только семья с детьми младше 12 лет. Однако даже с этой поправкой найти рейс Нижний Новгород — Калининград с льготным тарифом нам не удалось.
Что касается цен, то правительство определило только «потолки» по каждому направлению, и перевозчики сами решают, сколько будет стоить субсидируемый государством полёт для пассажиров. Надо отдать им должное, зачастую цены оказываются существенно ниже «потолков». Например, S7 Airlines предлагает билет на взрослого и двух детей по маршруту Екатеринбург – Иркутск за 8250 рублей при «потолке» в 10953 рубля за каждого пассажира.
Также авиакомпании сами определяют период действия льготных тарифов, поскольку в постановлении правительства он не оговорен. О том, какие именно перевозчики стали участниками программы, было объявлено 6 августа, но большинство из них стали продавать льготные билеты только в середине месяца, а «Уральские авиалинии» официально объявили о начале продаж лишь 24 августа. Конечная дата льготного периода также разнится от 31 октября до 31 декабря.
Таким образом, чтобы улететь в нужную дату по льготному тарифу, потребуются не только дети, но и определённая удача.