Каждый раз, покупая путёвку на отдых, люди переживают, как бы поездка не сорвалась, ведь тогда и отпуск, и деньги будут потеряны. Но Верховный суд считает иначе: турист имеет право на возврат денежных средств в определённых обстоятельствах.
В конце мая россиянка приобрела путёвку за 53 800 рублей у турагента. Туроператором выступала другая компания.
За неделю до выезда женщина заболела и её положили в больницу. Чтобы не потерять деньги, она попросила турагента перенести срок поездки, и готова была за это доплатить 20 тысяч рублей. Но турагент заявил, что перенос даты «стоит» 45 тысяч рублей, то есть практически столько же, сколько сама путёвка.
Туристка посчитала это наглостью, поэтому потребовала расторгнуть договор и возвратить ей деньги. Но турагент согласился вернуть только комиссию, которую он получил за продажу путёвки, — 2 722 рубля.
Тогда женщина подала иск на турагента и туроператора. Суд прекратил производство в отношении турагента, так как компанию к тому времени ликвидировали, а требования к туроператору отклонил. Как следует из решения суда, истица не может требовать возврата денег, поскольку заявление о расторжении договора поступило к туроператору уже во время турпоездки.
Туристка обжаловала решение суда в апелляционной инстанции, которая встала на её сторону. Апелляция сочла, что поездка не состоялась по не зависящим от человека обстоятельствам, поэтому туроператор обязан вернуть клиенту деньги.
Теперь туроператор был недоволен решением суда и подал жалобу в Верховный суд. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала решение апелляционной инстанции правильным.
Верховный суд напомнил, что отношения между клиентом и туроператором регулируются законом о защите прав потребителей, а основную ответственность перед клиентом несёт туроператор, а не турагент.
Как следует из разъяснений суда, турист имеет право отказаться от поездки в любое время и оплатить туроператору фактически понесённые расходы, согласно статье 782 Гражданского кодекса и статье 32 закона о защите прав потребителей. Причём туроператор обязан доказать, какие понёс расходы.
Также суд отметил, что договор можно расторгнуть из-за «существенного изменения обстоятельств», к которому относятся болезнь туриста, отказ в выдаче визы и так далее (статья 10 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»).
Что касается данного случая, когда туроператор узнал о расторжении договора уже после того, как наступил срок поездки, то Верховный суд возложил ответственность за это на турагента. Поэтому туроператор обязан вернуть деньги за путёвку полностью.
Таким образом, можно не бояться, что в случае болезни или отказа в выдаче визы турист не вернёт уплаченные деньги за путёвку. Вполне вероятно, что придётся добиваться этого через суд. Хотя не исключено, что туроператоры также следят за судебной практикой и не станут доводить подобные ситуации до суда.